Одним из самых известных произведений Анны Андреевны Ахматовой является поэма «Реквием». Процесс написания был долгим, сопровождался тяжёлыми событиями в жизни поэтессы и страны в целом. Поэма раскрывает тему репрессий на личном примере автора.
«…хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?»
Писатель Б. К. Зайцев, очерк в газете «Русская мысль»
Аресты
Сын Анны Ахматовой от брака с Николаем Гумилёвым, Лев Гумилёв, подвергался арестам неоднократно. Впервые его арестовали ещё в 1933 году, но быстро отпустили. Во второй раз Гумилёва, поступившего к тому времени на исторический факультет Ленинградского университета, арестовывают в 1935 году, по его мнению, за «антисоветские разговоры». Тайным доносчиком оказался однокурсник Гумилёва. Под волну репрессий одновременно с Гумилёвым попадает и историк Николай Пунин, бывший в то время мужем Гумилёвой. Оба во время допросов вынуждены были признать вину. Анна Ахматова едет в Москву и через знакомых передаёт письмо на имя Сталина:
«Арест двух единственно близких мне людей наносит мне такой удар, который я уже не могу перенести. Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вернуть мне мужа и сына, уверенная, что об этом никогда никто не пожалеет».
Получив письмо, Сталин распорядился отпустить из-под стражи Гумилёва и Пунина.
В 1938 году Льва Гумилёва арестовывают вновь. Он предполагал, что причиной была его перепалка с профессором во время университетской лекции – тот позволил себе потешаться над личностью отца Гумилёва и его творчеством. На самом деле, обстановка на историческом факультете была неспокойной: аресты преподавателей и деканов происходили постоянно. До Гумилёва арестовали ещё двоих студентов, предполагая, что все они входят в антисоветскую молодёжную организацию. Под пытками Гумилёв подписывает признательные показания в руководстве этой организацией. На судя он отказался от показаний, но это не помешало приговорить его к 10 годам заключения.
В 1939 году Ахматова пишет новое письмо Сталину, где говорила о том, что её сын – перспективный учёный, и он может принести большую пользу, находясь на свободе. Но тогда не нашлось человека, который мог передать письмо Сталину, поэтому письмо попадает в Военную прокуратуру. Приговор изменяют на 5 лет лишения свободы – Гумилёв отправляется в Норильлаг.
"Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой".
Поэма
Когда Лев Гумилев прибыл в тюремный изолятор «Кресты», Ахматова в течение 17 месяцев сутками выстаивала в очередях с передачами для сына. Именно здесь шла активная работа над рукописью поэмы. В предисловии к поэме говорится, что однажды в очереди узнавшая Ахматову женщина попросила описать её то, что происходит.
В 2006 году напротив тюрьмы «Кресты», на противоположном берегу Невы, Анне Ахматовой был установлен памятник, как она просила в финале поэмы:
"А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов".
Наиболее активная работа велась над поэмой в 1930-1940-х годах. Стремясь сохранить её, Ахматова сжигала рукописи сразу после прочтения своим близким друзьям – они должны были заучить наизусть отрывки. В конце 50-х работа над поэмой возобновляется. Текст «Реквиема» впервые официально был опубликован в Мюнхене в 1964 году. В СССР текст распространялся через самиздат, а официальная публикация состоялась только 1987 году.
Судьба Льва Гумилёва и взаимоотношения с матерью
Лев Гумилёв, находясь в лагере пытался заниматься научной работой. В 1944 году, когда заключение завершилось, Гумилёв был призван в ряды Красной Армии. Он считал это удачей – так появилась возможность получить снятие судимости и вернуться в Ленинград. В 1945 году, после Победы в Великой Отечественной войне, Гумилёв теряет интерес к военной службе, возвращается домой, восстанавливается в институте, успешно защищает диссертацию.
В 1949 году Гумилёв был вновь арестован и в 1950 году был приговорён к 10 годам лишения свободы «за принадлежность к антисоветской группе, террористические намерения и антисоветскую агитацию». В период второго заключения здоровье Гумилёва было сильно подорвано, он не надеялся дожить до конца срока. После XX съезда КПСС в 1956 году начался пересмотр дел политических заключенных. Гумилёв был признан невиновным, отпущен на свободу и реабилитирован.
Отношения с Ахматовой после возвращения были тяжёлыми – Гумилёв был враждебно настроен против матери. Далее между ними установились деловые отношения – Гумилёв помогал матери с поэтическими переводами. В 1961 году, в канун дня рождения Гумилёва, состоялась их последняя ссора, в результате чего Ахматова выгнала сына из дома. Это был настолько сильный удар, что он больше с ней не общался.
Когда Гумилёв прочитал поэму «Реквием», отнёсся к ней негативно. Он считал, что Ахматова предприняла недостаточно усилий для его освобождения, и потому считал написанное «памятником самолюбованию». Признавая талант Ахматовой, он считал её нечуткой матерью, для которой было бы даже лучше, если бы сын умер в лагере:
«Она очень бережёт себя и не желает расстраиваться. Поэтому она так инертна во всём, что касается меня. Но это фатально, так как ни один нормальный человек не в состоянии поверить, что матери наплевать на гибель сына. А для неё моя гибель будет поводом для надгробного стихотворения о том, какая она бедная — сыночка потеряла, и только. Но совесть она хочет держать в покое, отсюда посылки, как объедки со стола для любимого мопса, и пустые письма, без ответов на заданные вопросы».
На самом деле, в 1949 году на Ахматову было заведено персональное дело – она сама находилась под угрозой ареста, и любой её ответ на письмо мог причинить большой вред Гумилёву. Она писала письма Сталину и даже опубликовала в журнале «Огонёк» 2 хвалебных стихотворения вождю.
Возмутило Гумилёва и название – слово «реквием» означает заупокойную мессу, а по-русски – панихиду, то есть Ахматова якобы «похоронила» живого сына.
Тем не менее, после смерти Ахматовой Лев Гумилёв занимался похоронами, а также совместно со своими студентами построил памятник в виде стены, являющейся символом стены тюрьмы «Кресты», под которой она стояла с передачами сыну. Позже на стене появился барельеф с изображением Ахматовой, а также крест.
Статьи по теме: