Найти тему
Электромозг

Какие электронные компоненты нашли британцы внутри дронов «Герань-2» 2023-го года выпуска? :-)))

Оглавление

В июле 2023 года исследователи из британской организации Conflict Armament Research (CAR, исследование вооружений конфликтов) изучили остатки двух беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) «Герань-2», использованных Россией в прошлом месяце.

Для справки, CAR состоит из группы компаний. Ее материнская компания Conflict Armament Research Ltd (CAR – Великобритания) является коммерческой организацией, зарегистрированной в Англии и Уэльсе в 2011 году. С тех пор CAR объединил различные профильные организации для реализации различных региональных направлений своей деятельности.

Благодаря подробному анализу конструктивных характеристик и ключевых компонентов этих БПЛА в сравнении с ранее попадавшимися им беспилотниками, CAR оценивает, что Российская Федерация начала производство и развертывание собственной отечественной версии Shahed-136.

Кстати, как раз ровно год назад я уже писал о том, какие электронные компоненты нашли британцы внутри наших ракет, о чём у меня выходила отдельная статья. Почитайте тоже, весьма интересно :-)

А теперь давайте посмотрим, что же англосаксы нашли в «иранских шахидах» :-)))

Неприятность для англосаксов

Почти год спустя после первого использования беспилотников иранского производства на Украине британцами были найдены свидетельства того, что Российская Федерация начала производить свои собственные отечественные версии. Это означает значительную эволюцию возможностей страны в области беспилотных летательных аппаратов, что позволяет России продолжать использовать в конфликте дроны-камикадзе неограниченное время.

В недавних сообщениях иностранных СМИ утверждалось, что Российская Федерация стремится произвести свою отечественную версию беспилотника Shahed к началу 2024 года. Выводы CAR указывают на то, что это производство, возможно, уже началось.

Исследователи CAR задокументировали поврежденные остатки блока спутниковой навигации одного беспилотника «Герань-2» и в основном неповрежденные остатки блока спутниковой навигации, блока управления полетом, стартового блока и корпуса второго беспилотника «Герань-2».

Вот так выглядит блок спутниковой навигации:

Сожженные остатки блока спутниковой навигации от беспилотника «Герань-2», задокументированного CAR на Украине 27 июля 2023 года.
Сожженные остатки блока спутниковой навигации от беспилотника «Герань-2», задокументированного CAR на Украине 27 июля 2023 года.

На этом изображении показаны остатки планера второго «Герань-2»:

Остатки планера второго «Герань-2», задокументированного CAR на Украине 28 июля 2023 года.
Остатки планера второго «Герань-2», задокументированного CAR на Украине 28 июля 2023 года.

CAR задокументировал в этих двух беспилотниках более 100 экземпляров компонентов, относящихся к более чем 30 уникальным их моделям, маркированным брендами 22 различных компаний, базирующихся в 7 странах, включая Российскую Федерацию.

Большинство компонентов, которые были задокументированы CAR, имели марки компаний со штаб-квартирами в Китае, Швейцарии и Соединенных Штатах. Однако CAR не готов публично назвать производителей документированных компонентов до завершения официальных операций по отслеживанию в соответствии с методологией CAR.

Маркировка примерно на трети компонентов, которые были задокументированы в двух беспилотниках «Герань-2», указывала дату изготовления между 2020 и 2023 годами.

Двенадцать компонентов были изготовлены после начала операции в феврале 2022 года, а три российских компонента, которые были задокументированы CAR, были изготовлены в период с января по март 2023 года. Свежак!

CAR пришел к выводу, что эти два беспилотника «Герань-2» были изготовлены в Российской Федерации, а не в Иране, основываясь на существенных различиях в конструкции планера и внутренних агрегатах, в том числе для навигации.

CAR отредактировала уникальные идентификационные метки с опубликованных изображений компонентов, и не будет публично идентифицировать их производителей, пока не завершится официальный процесс отслеживания в соответствии с методологией CAR.

Планер

Планер двух новых беспилотных летательных аппаратов «Герань-2» имеет внешнюю оболочку из стекловолокна, усиленную переплетенным углеродным волокном.

Сравнение планера беспилотника Shahed-136, задокументированного CAR на Украине в ноябре 2022 года (слева), и планера беспилотника «Герань-2», задокументированного CAR на Украине в июле 2023 года (справа).
Сравнение планера беспилотника Shahed-136, задокументированного CAR на Украине в ноябре 2022 года (слева), и планера беспилотника «Герань-2», задокументированного CAR на Украине в июле 2023 года (справа).

На изображениях ниже, слева показаны остатки планера беспилотника Shahed-136, задокументированные CAR на Украине в ноябре 2022 года, а справа — остатки планера беспилотника «Герань-2», задокументированные CAR на Украине в июле 2023 года:

-4

В корпусах двух беспилотников «Герань-2» (справа) отсутствует типичная многослойная ячеистая структура, которую исследователи CAR наблюдали в беспилотниках серии Shahed, найденных на Украине ранее (слева):

-5

Вместо напечатанных «сот» в корпусе Shahed-136 (внизу), в «Герани-2» используется материал, похожий на «пену» (вверху):

-6

Внутреннее устройство

Беспилотники «Герань-2» включали в себя блок спутниковой навигации, блок управления полетом и стартовый блок, все с идентичными маркировками деталей, относящихся к серии ‘B’. Внутренние устройства, которые CAR задокументировал в двух беспилотниках «Герань-2» в июле 2023 года, по-видимому, аналогичны тем, которые наблюдались в беспилотниках серии Shahed на Украине ранее.

«Герань-2» следует тем же общим принципам работы, что и беспилотники Shahed, одновременно оптимизируя и упрощая беспилотники за счет включения решений, непосредственно скопированных с серии Shahed, вместе с отечественными, испытанными в боях модулями, которые CAR ранее наблюдал в других российских системах вооружения.

Идентичные маркировки серии ‘B’, задокументированные на внутренних блоках, извлеченных из двух беспилотных летательных аппаратов Г«Герань-2» на Украине в июле 2023 года.
Идентичные маркировки серии ‘B’, задокументированные на внутренних блоках, извлеченных из двух беспилотных летательных аппаратов Г«Герань-2» на Украине в июле 2023 года.

Антенны

Беспилотники серии Shahed используют решетку из четырех антенн, прикрепленных к базовой плате, которая подключена к блоку спутниковой навигации снаружи корпуса, но физически отделена от него. При этом пятая антенна работает независимо.

Беспилотники «Герань-2» обладают теми же характеристиками, но с четырьмя основными антеннами, расположенными как часть блока спутниковой навигации внутри корпуса самолета:

Сравнение антенной решетки от БПЛА Shahed-136, задокументированной CAR на Украине в мае 2023 года (слева), и антенной решетки от БПЛА «Герань-2», задокументированной CAR на Украине в июле 2023 года (справа).
Сравнение антенной решетки от БПЛА Shahed-136, задокументированной CAR на Украине в мае 2023 года (слева), и антенной решетки от БПЛА «Герань-2», задокументированной CAR на Украине в июле 2023 года (справа).

Блок спутниковой навигации

Четыре антенны в «Герань-2» являются частью модуля спутниковой навигации российского производства «Комета», который сам интегрирован в основной блок спутниковой навигации с маркировкой «B-105».

Модуль спутниковой навигации «Комета» с четырьмя антеннами, задокументированный компанией CAR на Украине в июле 2023 года. Компания CAR сохранила маркировку на антеннах.
Модуль спутниковой навигации «Комета» с четырьмя антеннами, задокументированный компанией CAR на Украине в июле 2023 года. Компания CAR сохранила маркировку на антеннах.

Исследователи CAR наблюдали аналогичные модули «Комета» в шести беспилотниках «Орлан-10» и одном беспилотнике «Форпост-Р», изученных с февраля 2022 года. Все эти модули были произведены в период с 2020 по 2022 год.

Модули «Комета», используемые в двух беспилотниках «Герань-2», имеют серийные номера, которые, по-видимому, соответствуют тем же модулям, которые CAR задокументировал в других российских системах вооружения. Эти цифры указывают на их производство в январе и феврале 2023 года.

Один модуль включал в себя чип глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS), который производитель рекламирует как обеспечивающий «расширенное обнаружение подмены и помех».

Блок спутниковой навигации «B-105», установленный в БПЛА «Герань-2», выполняет функции, для выполнения которых в БПЛА Shahed-136 требуются несколько различных устройств, сочетая характеристики GNSS, навигационную плату и антенны:

Вид сбоку блока спутниковой навигации B-105, задокументированного CAR на беспилотнике «Герань-2» на Украине в июле 2023 года. CAR скрыла серийный номер этого устройства.
Вид сбоку блока спутниковой навигации B-105, задокументированного CAR на беспилотнике «Герань-2» на Украине в июле 2023 года. CAR скрыла серийный номер этого устройства.

Блок управления полетом

Исследователи CAR также задокументировали блок управления полетом «B-101», который включает в себя «этажерку» с четырьмя уровнями печатных плат с некими 3D-структурами, напечатанными на 3D-принтере, а также Инерциальный Измерительный Модуль т.е. блок гироскопов и акселерометров (далее — IMU (Inertial Measurement Unit).

Блок управления полетом «B-101» с беспилотника «Герань-2», задокументированный компанией CAR на Украине в июле 2023 года (слева) с деталями конструкции, напечатанной на 3D-принтере (справа).
Блок управления полетом «B-101» с беспилотника «Герань-2», задокументированный компанией CAR на Украине в июле 2023 года (слева) с деталями конструкции, напечатанной на 3D-принтере (справа).

Блок управления полетом «B-101» объединяет IMU (выделено) с бортовым компьютером для выполнения функций, которые, опять же, требуют нескольких различных устройств в БПЛА Shahed-136:

-12

В Shahed-136 IMU соединен с навигационной панелью (справа), образуя отдельный блок, который физически отделен от блока управления полетом (слева):

-13

IMU, найденный в блоке управления полетом «B-101», может позволить беспилотнику «Герань-2» работать в условиях, когда спутниковый сигнал ухудшается, путем вычисления его положения в пространстве независимо от спутниковой навигации.

Стартовый блок

Исследователи CAR также задокументировали стартовый блок «B-103» на беспилотнике «Герань-2» в июле 2023 года (справа), который отличается по своей конфигурации и маркировке от стартовых блоков, зафиксированных на беспилотниках серии Shahed на Украине (слева).

-14

Стартовый блок «B-103», задокументированный CAR, содержал реле с датой марта 2023 года (ниже). Это указывает на то, что этот конкретный экземпляр «Герань-2» был произведен, самое раннее, в марте 2023 года.

Маркировка на реле, задокументированном внутри беспилотника «Герань-2», указывает на его производство в марте 2023 года.
Маркировка на реле, задокументированном внутри беспилотника «Герань-2», указывает на его производство в марте 2023 года.

Выводы англосаксов

Это первый случай, когда CAR смог определить, что Российская Федерация в настоящее время производит собственные модели беспилотников иранской серии Shahed. С момента их первого участия в конфликте в сентябре 2022 года беспилотники одноразового использования Shahed стали мощной силой Российской Федерации на Украине.

Эта новая разработка показывает, что у Российской Федерации теперь есть своё производство, позволяющее её по-прежнему продолжать свои текущие схемы воздушных атак.

Задокументированные CAR внутренние устройства БПЛА «Герань-2» указывают на то, что Российская Федерация переработала принципы БПЛА серии Shahed, одновременно упростив его функционирование путем объединения новых решений с существующими, такими как «Комета», которые прошли боевые испытания в других системах вооружения.

В результате Российская Федерация теперь может быстро производить большое количество беспилотников «Герань-2» для поддержки своей кампании на Украине.

Вместе с тем, англосаксы замечают, что выявление каналов поставок, через которые Российская Федерация продолжает приобретать критически важные компоненты западного производства, повлияет на ее способность производить военную технику.

Заключение

Ну, что можно сказать... локализуем потихоньку. А иностранная ЭКБ — со временем и от неё избавимся в военной технике. А в бытовой — это будет зависеть уже от экономической выгоды и рисков стабильности поставок.

Если запуск массового производства ЭКБ для гражданской, государственной и оборонной продукции будет хотя бы экономически сравним (за счёт массовости) с выпуском малых партий для оборонки и государственной инфраструктуры плюс закупки дешёвой ЭКБ из Китая, тогда, конечно, нужно разворачивать своё массовое производство. Это рост экономики, занятость и прочее.

На сегодня всё. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях. Удачи! :-)