Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей, посвященных вопросам тактики действий монгольских войск во время вторжения на Русь в 1237 - 1241 годах. Недавно в журнале "Археологические вести" вышла любопытная статья Кирилла Михайлова "Археология катастрофы: реконструкция штурма и гибели древнерусского города XIII в. (по материалам исследований М. К. Каргера Большого Шепетовского городища)". В ней автор, анализируя результаты раскопок Большого Шепетовского городища, которое археологи ассоциируют с летописным городом Изяславлем, уничтоженным в ходе монгольского нашествия в 1241 году, пытается реконструировать обстоятельства штурма и уничтожения города.
На мой взгляд получилось очень интересно, хотя и небесспорно.
Небольшое введение
Раскопки, проведенные в 1957 - 1964 годах недалеко от города Шепетовка Хмельницкой области, были уникальны: археологи "вскрыли" целый древнерусский город, который был разрушен предположительно в 1241 году и больше не восстанавливался.
Как показали раскопки нынешнее городище было некогда хорошо укрепленным населенным пунктом: он включал в себя детинец и посад общей площадью 36.000 кв. метров и был хорошо защищен системой укреплений, состоявших из нескольких линий рвов и валов, внутренний из которых имел деревянные стены-заборола (как было предположено, высота внутреннего вала достигала 2 м, а вместе с боевым ходом - 3 - 4 м). Укрепления образовывали почти правильный пятиугольник.
Находки потрясали воображение: были обнаружены тысячи артефактов, как бытового, так и военного назначения (предметы быта, украшения, оружие и т.п.), так и тысячи останков людей, находившихся в крепости и погибших в ходе штурма.
Раскопки показали, что часть погибших была похоронена в санитарных захоронениях, а часть так и осталась в сгоревших постройках и под завалами обрушившихся крепостных сооружений.
Русская конная дружина
Уникальной находкой стало обнаружение шпор - около 250 единиц, которые дали возможность археологам предположить, что крепость защищалась довольно большим отрядом профессиональных воинов-дружинников. О такой возможности говорило и обнаружение наконечников пик (оружия конного боя), а также клинкового оружия и защитного вооружения.
Второй уникальной находкой, указывающей на присутствие в крепости профессиональных воинов, стало обнаружение останков воина в полном боевом облачении, который погиб в 15 м от воротного проезда в крепость. Воин был явно не простым дружинником: его шлем был полностью покрыт позолоченным серебром и имел полумаску с клювовидным наносником. Погиб он на площадке боевого хода и был завален остатками сгоревшей конструкции и осыпавшимся грунтом.
На основании этих и других находок археологи предположили, что в городе мог находиться отряд дружинников численностью в 100 - 150 человек на приблизительно 3.000 гражданских.
Штурм и гибель
Раскопки показали, что основной удар нападавшие наносили от воротной башни - вершины пятиугольника.
Нападению предшествовал мощный обстрел стрелами: как писал А. Кирпичников, участвовавший в раскопках,
"Судя по количеству добытых наконечников, по городищенским укреплениям в месте штурма было произведено не менее 700–800 выстрелов, а в действительности, вероятно, много больше, так как часть стрел позже наверняка собрали. Массированный, скорее залповый огонь монгольских всадников, по-видимому, буквально изрешетил всю зону воротной башни. Судя по равномерной густоте находок, стрелы не только были направлены в смотровые отверстия заборол, но попадали рядом, в стену".
Отдельно отмечалась мощь луков: наконечники стрел уходили в дерево на глубину 3,5 - 4,5 см.
После того, как нападавшие ворвались в город, организованного сопротивления им уже не оказывалось. По словам А. Кирпичникова,
"Вся раскопанная внутренняя территория города представляла, по-видимому, не поле брани, а место казни и избиения в основном мирного населения. Первые антропологические наблюдения и характер обнаруженных костных травм показали, что захватчики, очевидно, уже после взятия крепости методически убивали не оказывавших сопротивление безоружных людей".
Гипотеза Кирилла Михайлова: "Штурм начался в темное время суток"
Кирилл Михайлов начал с того, что проанализировал места находок останков людей и предметов вооружения.
Получилась достаточно любопытная картина:
Во-первых, основные скопления останков людей находились на некотором удалении от стен (20 - 25 м).
Во-вторых, собственно на стенах были найдены останки только трех хорошо вооруженных воинов (которые могут быть определены, как дружинники), всего же у стен с оружием в руках было найдено семь человек, причем все - у западной стены города, остальные же воины погибли на территории города.
В-третьих, у западной стены была выявлена наибольшая концентрация клинкового оружия (11 единиц из 38, включая 3 целых меча из 4 найденных), там же найдены 12 наконечников копий из 47 и там же концентрируются обнаруженные предметы защитного вооружения.
В-четвертых, из почти 1000 найденных наконечников стрел почти 600 оказались сосредоточены в воротном проезде - той самой вершине пятиугольника. Там же был найден арбалетный крюк и комплект стрел (рядом с "дружинником" в полном боевом облачении).
Все остальное оружие и воинское снаряжение было вполне равномерно распределено по всей площади городища.
На основании проведенного анализа Кирилл Михайлов предположил, что
"Штурм начался в темное время суток, когда на стенах оставался только небольшой охранный отряд (не более 10 человек). Противнику удалось незаметно подобраться к стенам города, а большинство жителей спали внутри своих домов и не успели собраться и вооружиться. Нападавшие выпустили по юго-западным воротам окольного города сотни стрел, уничтожили караул, разбили ворота и быстро прорвались внутрь укреплений. Возможно, против ворот был применен таран. Одновременно штурмующие подожгли западную и южную стены города. На фоне пожара началось избиение горожан, которые выскакивали из своих домов. В то же время поджигались усадьбы, где скопилось слишком много защитников, которые сгорели или задохнулись от дыма в деревянных постройках. Остатки вооруженного караула пали на западной стене окольного города и оказались погребены под разрушенными стенами".
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Анализ, проведенный Кириллом Михайловым, безусловно, интересен (имевшиеся материалы по раскопкам не конкретизировали места обнаружения находок).
Что же касается выдвинутой Кириллом Михайловым гипотезы о ночном штурме укрепленного города, который стал неожиданностью для его защитников, то здесь у меня есть некоторые сомнения: я с трудом представляю себе отряд (точнее, три отряда) средневековых воинов, способных ночью тихо подкрасться к охраняемым стражей стенам так, чтобы выпустить около 1.000 стрел у воротной башни, одновременно поджигая западную и южную стены города, после чего разбить ворота и ворваться в еще непроснувшийся город.
Предположу, что численность "штурмовиков" должна быть никак не меньше 300 человек (без учета резерва), а их снаряжение и степень слаженности должны быть приблизительно равны возможностям современных групп СпН (я уж не говорю про ночную стрельбу по заборолам).
На основании анализа Кирилла Михайлова я бы предложил другую гипотезу: город действительно был взят неожиданным штурмом, но не ночью, а днем, после того, как отряд кочевников подошел к стенам города и затеял переговоры.
Возможно (скорее всего), это был не первый "раунд", ни стража на стенах, ни находящиеся в городе люди не заподозрили ничего плохого: кочевники не проявляли агрессии.
Повод (именно повод, не причина) переговоров мог быть любым: от предложения мирной сдачи (как правило, монголы начинали с нее) до получения продовольствия - в городе находились большие запасы провианта, в котором нуждалась любая армия (можно вспомнить, что князья Болоховской земли в 1241 году согласились поставлять монголам провиант и уцелели).
Переговорами хорошо объясняется наличие на стене у ворот дружинника в позолоченном шлеме и полном вооружении и то, что рядом с ним были найдены останки еще одного защитника стены, который мог быть вооружен тем самым арбалетом, крюк от которого был найден там же.
Дальше все, как предположил Кирилл Михайлов: по сигналу основной отряд произвел массированный обстрел стен у воротной башни, уничтожив стражу, два вспомогательных отряда провели демонстрацию на западной и северной стенах, помешав другим стражникам подойти на помощь к охране у воротной башни, сама башня была взята специальным отрядом "штурмовиков", перебравшихся через стены и открывших ворота (опыт таких штурмов имелся у монголов еще с времен захвата городов в Азии и вряд ли 3-х метровые стены были большим препятствием).
В открытые ворота ворвались остальные кочевники, и город пал.
Основной источник: Михайлов К. А. Археология катастрофы: реконструкция штурма и гибели древнерусского города XIII в. (по материалам исследований М. К. Каргера Большого Шепетовского городища) // Археологические вести. 2023. Вып. 39. С. 243-266.
Другие статьи цикла:
О раскопках в летописном Изяславле можно прочитать здесь.
О вооружении изяславской конной дружины можно прочитать здесь.
#историческое оружиеведение #военная археология #история Древней Руси #монгольское нашествие #монголо-татарское иго
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!