Найти тему

Закон о маркировке рекламы: ответственность за нарушение и штрафы

Оглавление

Закон о маркировке рекламы вступил в силу почти год назад, однако штрафовать за его нарушения начали относительно недавно – с 1 сентября 2023 года. Какая цель у нововведений, как не нарушать закон – разбираемся вместе.

Закон о маркировке рекламы: ответственность за нарушение и штрафы
Закон о маркировке рекламы: ответственность за нарушение и штрафы

С 1 сентября 2023 года в России введены штрафы за нарушение нормативов закона «О рекламе». В частности, штрафуют за отсутствие маркировки и пометок на креативных материалах, а также в том случае, если данные о рекламной кампании не передаются в единый реестр интернет-рекламы – ЕРИР.

Главное о законе

Согласно закону, федеральным государственным контролем в сфере рекламы занимается ФАС России. Цель такого контроля – обеспечение соблюдения требований, зафиксированных в законе, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями.

В новом законе содержится определение рекламной информации: это информация, цель которой – привлечение внимания к объекту рекламирования и его продвижение на digital-рынке в России.

Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы, не связанные с продвижением конкретных услуг и товаров.

Как заявляют в ФАС, информация о товарах и услугах, которая размещается на сайтах продавцов и производителей, в соцсетях, не во всех случаях попадает под определение рекламы. К примеру, если ее предоставляют в целях информирования, то требования закона на нее не распространяются. Так что для определения того, кто конкретно стоит за продвижением тех или иных услуг, продуктов, необходимо указывать информацию о рекламодателе.

Нарушения закона «О рекламе» планируют рассматривать в индивидуальном порядке – по той причине, что в нормативах конкретно не прописаны четкие правила. Соответственно, решение о штрафе будет приниматься с учетом обстоятельств.

Реклама или информация?

Для того, чтобы отличить информацию от рекламы, следует обратить внимание на наличие признаков рекламы – они будут указывать на ее характер. К примеру, если в сообщении есть призыв к приобретению, или если в нем продвигается определенная услуга, либо товар, или в сообщении есть ссылки на продукты или промокоды – это считается рекламной.

Сам формат сообщения может быть абсолютно любым – видео, текст, баннер, аудиосообщение или даже «кружок» в Telegram-канале.

Сервис Юрист24
Сервис Юрист24

Основные признаки рекламного сообщения:

  • в материале присутствуют третьи лица или компании;
  • идет явное продвижение товара или услуги;
  • есть промокоды и ссылки на товары.

Обзоры, упоминания брендов, интеграции органичного типа, материалы, которые не отличаются от тех, что уже размещены на сайте, а также пресс-релизы – то, что рекламой не считается.

Вопрос эксперту: какие штрафы за отсутствие маркировки

Мы спросили ведущего юриста ЕЮС Олега Витальевича Черкасова, какой размер штрафов за нарушение закона «О рекламе», а именно – за отсутствие маркировки, токенов и за нарушение правил передачи данных в ЕРИР.

Штрафы за нарушение законодательства в сфере рекламы, в частности, за отсутствие маркировки, установлены статьей 14.3 КоАП РФ. За непредставление данных или нарушение сроков подачи отчета в ЕРИР для физических лиц составит от 10 000 до 30 000 рублей, для организаций – от 200 до 500 000 рублей, для должностных лиц и ИП – от 30 000 до 100 000 рублей.

За отсутствие токена или его неправильное размещение физическое лицо могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 100 000 рублей, индивидуального предпринимателя – на сумму от 100 000 до 200 000 рублей, должностное лицо – от 100 000 до 200 000 рублей, организацию – от 200 000 до 500 000 рублей.

За нарушение правил передачи данных в ЕРИР и их хранения ОРД должностным лицам полагается штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей, организациям – от 300 до 700 000 рублей.

Если вы хотите задать больше вопросов по этой теме, обращайтесь за консультацией к юристам els24.com. А чтобы чувствовать себя защищенными во всем, что касается правовых вопросов, подключайте годовую юридическую поддержку сервиса. Наши специалисты работают круглосуточно, без выходных и праздников и помогут в любой, даже очень запутанной ситуации.