"Гены пальцем не сотрëшь" - очень популярный аргумент. И это правда. Механизмы наследования удивительно сильны. И особенно заметно это во внешнем облике, в фенотипе. Но и поведение часто связывают с генетикой. Попытки объяснить всë набором генов называются генетическим детеминизмом.
Роберт Сапольски, один из самых ярких популяризаторов биологических знаний, убеждён, что генетику необходимо брать в расчёт, но не преувеличивая еë роли.
В качестве подтверждения своей позиции, нейробиолог приводит ряд любопытных и сложных экспериментов ("Кто мы такие? Гены, наше тело, общество", издательство "Альпина нон-фикшн"). Например, эксперимент с мышами, когда у зверюшек был полностью удалён ген, отвечающий за обучение и память. В итоге, исследователи получили невероятно "тупых" мышей (к слову, есть и обратный эксперимент, давший "гениальную" мышь). И это как бы подтверждало генетическую природу способности к обучению.
Однако, когда "тупых" мышей поместили в обогащенную среду, требующую формирования новых навыков, "тупость" мышек пошла на убыль! Напомню, ген обучаемости и памяти был не просто нарушен, его удалили. Среда простимулировала компенсацию утраченного.
Почему способность среды влиять на поведение, даже вопреки генетическим задатками, так любопытны и важны для кинологии?
Отвлечемся от Сапольски, посмотрим, какая информация есть о двух противоположных моделях поведения, агрессивности и дружелюбии. И связанных с ними генах.
Известно, что за агрессивное поведение отвечает ген МАО-А (кстати, локализован в женской Х-хромосоме, что не будет удивительно тем, кто наблюдал жестокость и бескомпромиссность конфликтов женских особей) . А шесть лет назад было установлено, что дружелюбие связано с рядом генетических мутаций. Причём, у человека подобные мутации ассоциированы со слабоумием (синдром Вильямса), а у собаки - нет.
И вот представьте себе: у собак, традиционно считающихся агрессивными (питы и их производные) "дружелюбные" мутации активно выражены, практически на одном уровне с лабрадорами. Но, развиты у них и мутации гена МАО-А (они присутствуют у всех, без исключения живых организмов). Что возьмёт верх? Генетический детерминизм выходит из чата и качается на детских качельках.
Возвращаемся к Сапольски. Гены не предопределяют поведение, а лишь повышают его вероятность (о серьёзных патологиях речь не идёт, говорим благополучном, в среднем, организме). А "выбор" будет сделан, исходя из условий среды.
Чего ожидает среда от собаки с мощной челюстью, развитыми мышцами, суровым взглядом? И как ведёт себя окружение, с подобными ожиданиями? Что стимулируют в собаке хозяева, убеждённые в том, что завели сурового зверя? Помните же? "Серьёзная порода нуждается в жëстком управлении". И это я не вспоминаю о законодательно запрещенных, ушедших в тень боях - там не то, что жëсткое управление, там ещë и откровенная притравка собак друг на друга. И каких собак туда берут? Наиболее физически приспособленных, конечно - с мощной челюстью, развитыми мышцами, высокой скоростью реагирования.
В состоянии угрозы жизни и здоровью (а жесткое управление часто переходит грань жестокости, и даже если не переходит, всё равно связано с давлением, подчинением, игнорированием собственных потребностей, включая видотипичные, жизненно-важные ) у любого живого существа может активизироваться ген МАО-А. "Ген войны" напрямую связан со способностью активно защищаться. Возникает потребности в самозащите - запускается "инструкция по активации", реализуется то, что до сих пор имело лишь вероятностный статус.
А если потребности в самозащите не возникнет? И стимулироваться будет не конфронтация, а сотрудничество? Кхе-кхе... Люди с развитой способностью строить причинно-следственные связи уже давно всë поняли, правда ведь?
Не хотите, чтобы в вашем бигле проснулся генетический охотник? Дайте ему среду, в которой не будет стимулироваться охотничий инстинкт. Хотите дружелюбную к посторонним овчарку? С момента зарождения в материнской утробе среда должна сообщать будущей собаке: "люди классные, прекрасные, от них одно только благо".
Однажды прочитала: "наш заводчик сказала, что у неë не бывает добрых овчарок". Перевести это можно так: " я создаю среду, при которой активизируются гены недоверчивости и злобности - депривация, конфронтация, жëсткость обращения ".
" Раздраконить" лабрадора очень сложно. Но, возможно. Создайте с щенячества среду, в которой будет подавляться дружелюбие и возникнет необходимость борьбы за выживание - и может получиться.
Знание о генетике щенка - очень крутая штука. С ней можно облегчить развитие качеств и поведения, обусловленных генетической предрасположенностью, а можно и создать условия, при которых гены останутся "спящими". Но, мера ответственности заводчика и хозяина сразу вырастает в разы, ведь тогда приходит понимание, что "лепка" характера животного начинается с очень аккуратного подбора производителей, продолжается в перинатальном периоде и требует большого, вдумчивого внимания к созданию условий развития собаки. А это отменяет бездумное "штампование" многочисленных щенков с коммерческими целями.
Хорошая новость заключается в том, что компенсировать упущения возможно. Хотя для этого и придëтся потрудиться. Если уж искусственно "отупленных" удалением "образовательного" гена мышей удалось приблизить к некоторой адекватности, то роль среды становится неоценимой в коррекции поведения собаки с полноценным ДНК.