Найти в Дзене

Осторожно, модерн: красота без границ

Лёгкие нотки осенней меланхолии зовут продолжить наше путешествие в эпоху модерна. В первой части мы охватили общие приметы стиля, подробнее остановившись на творчестве прекрасного Альфонса Мухи. Теперь же поговорим о более «осязаемом» наследии эпохи.

Лицо города в стиле модерн

Совершенно потрясающий эффект движение модерна оказало на архитектуру. Многие архитекторы с энтузиазмом и успешно внедряли в практику новые строительные материалы и технологии (сталь, бетон), стремясь уходить от прямых линий и углов, симметрии, отдавая предпочтение плавным изгибам, линиям, орнаментам.

Пожалуй, самым знаковым архитектором модерна и в целом начала 20 века, можно назвать Антонио Гауди, который подарил Барселоне неповторимое лицо, привлекающее миллионы восхищённых туристов каждый год. Невероятные здания каталонского гения отличаются причудливым дизайном и фантастическими деталями. Хотя об этой выдающейся фигуре написано много, книгу “Living Gaudi” отличает нестандартный подход к наследию Гауди. В данной работе его сады, парки и жилые проекты рассматриваются как единое целое, демонстрируя не только уникальные фасады, но и уделяя особое внимание проектам внутренней отделки как неотъемлемой части общего видения здания.

Идея модерна подразумевает единство разных видов искусств, что как нельзя лучше можно воплотить в проектировании зданий: архитектура, керамика, работа по металлу, графика и живопись, мебель - всё это сливается в единое пространство, словно увлекая в иную реальность.

Творения Гауди хочется рассматривать часами, каждый раз открывая для себя ранее незамеченные изысканные детали, что отражено в прекрасных фотографиях этой книги. Издание также дополнено архивными снимками и переводом на английский язык некоторых заметок самого архитектора, в которых он откровенно пишет о важных вещах - об идеях, материалах, о своих и чужих проектах, в том числе впечатления от стиля Ле Корбюзье. Замечательная книга, которая поможет раскрыть для себя новые грани архитектурных шедевров Гауди.

Ещё одно из имён модерна - сецессион. Название «сецессион» происходит от латинского secessio — «отделение, обособление». Таким образом художники этого нового движения, ставшего ключевым для развития модерна в Австро-Венгрии, подчёркивали уход от старых традиций к новому искусству. И одним из лидеров Венского сецессиона был австрийский архитектор Отто Вагнер. Ближе познакомиться с его наследием поможет книга Августа Сарница «Wagner».

Его имя, возможно, не столь на слуху у массовой публики, но вклад в архитектуру модерна можно назвать основополагающим, поскольку именно он сыграл ключевую роль в модернизации городской архитектуры, несмотря на то, что Вагнер застал рождение модерна уже будучи известным и коммерчески успешным архитектором.

В своей книге «Современная архитектура» Вагнер заявлял, что основания архитектуры следует искать не в истории искусства, а в современной жизни, что новые материалы и технологии должны привести к появлению новых форм, отражающих потребности жизни людей. Архитектура должна стать «подлинным представителем нас самих и нашего времени». Формируя подход, описанный как структурный рационализм, Вагнер был первым, кто использовал такие материалы, как стекло, сталь и особенно алюминий.

Влияние Венской архитектурной школы и работ Отто Вагнера на архитектуру значительно ещё и потому, что их творческие находки способствовали становлению другого эпохального стиля - ар-деко, что, впрочем уже совсем другая история.

Ламповый модерн: украшаем себя и своё жилище

А теперь перенесёмся за океан, ведь модерн оказал влияние не только, хоть и преимущественно, на Западную Европу. В США, стране корпораций, стиль приобрёл более коммерческое направление, сохранив при этом свои характерные черты.

Самое главное имя в американском модерне - Луис Комфорт Тиффани. Сын основателя ювелирной компании Tiffany & Co. вошёл в историю как автор витражных ламп неземной красоты. Яркие, но изящные, словно созданные самой природой, они стали одним из символов американского модерна, и даже сам стиль в Америке известен под названием «стиль Тиффани». Подробно о процессе создания этой красоты можно почитать в книге “The Lamps of Louis Comfort Tiffany”.

-6

Художник, как и его коллеги по модерну, черпал своё вдохновение в элементах природы – в цветах, животных, переливах воды. Будучи сыном успешного ювелира, он был окружён роскошью и много времени проводил в прекрасных садах своих усадеб, делая наброски местной флоры и фауны. Но был Луис Комфорт не только творцом, но и бизнесменом. Изначально завоевав признание как создатель оконных витражей, в какой-то момент он решил, что большое количество неиспользованных кусочков красивого стекла можно использовать для более мелких работ. И таким образом, с помощью коллег и работников своей компании, начал создавать лампы, стиль которых пользуется популярностью по сей день, а оригиналы более чем столетней давности продаются за сотни тысяч, а то и миллионы, долларов.

А теперь минутка разоблачения. На самом деле, наиболее красивые и знаменитые лампы Тиффани были созданы не самим наследником корпорации, а художницей Кларой Дрисколл. Только в 21 веке выяснилось, что именно ею были разработаны все основные элементы рисунка и цвета, благодаря которым лампы Тиффани ценятся столь высоко, и по справедливости, стиль должен был войти в историю как «стиль Дрисколл». Но бизнес есть бизнес...

Однако вернёмся к книгам. В соответствии с подзаголовком, огромная коллекция фирменных ламп и не только представлена в книгеАластэра Данкана «Tiffany Lamps and Metalware: an illustrated reference to over 2000 models».

В книге мало упоминается о творческом процессе или личностях, работавших в студии, однако она будет очень интересна специалистам и исследователям, ведь автором проделана огромная работа по поиску даже самых редких экземпляров. И всё равно приходится признать, что конца этой работе не видно, ведь за 30 лет непрерывного производства компания создала так много различных дизайнов и вариантов их сочетаний.

К этому моменту кто-то, возможно, уже задаётся вопросом «Какие лампы? Ведь в фильме (и книге) «Завтрак у Тиффани» героиня грезила отнюдь не стеклянными абажурами!»

Фирма Tiffany & Co. долгое время считалась ведущим американским производителем и продавцом изысканных предметов роскоши. Изделиям из драгоценных камней и металлов посвящена книга «American Luxury: jewels from the house of Tiffany».

-9

Чарльз Льюис Тиффани, основавший компанию в 1837 году, знал о стремлении недавно появившейся американской элиты обладать драгоценностями высокого стиля, сравнимыми с теми, что принадлежали европейским аристократам. И, удовлетворяя потребности богатых американцев в роскоши, мастера компании также разрабатывали и продвигали американский стиль, американские материалы и мотивы. К середине 19 века Tiffany & Co. стала ориентиром вкуса и стиля. Эта книга состоит из серии оригинальных статей, авторы которых отдают должное изобретательности фирмы.

Впрочем, влияние модерна на ювелирные изделия прослеживается в данной работе не так сильно, ведь в книге представлены как более ранние, чем рубеж 19 и 20 веков, так и намного более поздние работы прославленной компании.

Другое дело книга Вивьен Бекер «Art Nouveau Jewelry». Рассказ начинается с крупнейших ювелиров Франции, их вдохновениях, методах и темах, а затем повествует о параллельном распространении модерна в Европе и США.

Ювелирные изделия были одним из самых чистых и успешных выражений стиля. В них создатели уловили атмосферу и страсть, а также моральную и художественную свободу, характерную для этого периода. В свежих дизайнах и мотивах чувственные женские образы намекали на скрытый эротизм, а формы животных и растений обрели новую жизнь, отражая заимствованный у японцев символический взгляд искусства на природу.

Чтобы дать волю своим фантазиям, художники и ювелиры экспериментировали с новыми материалами. Это сочетание — атмосфера идей «нового искусства» и непревзойденное техническое мастерство создателей — породило удивительное разнообразие украшений, о чём свидетельствуют фотографии в этой книге. Также в конце приводится справочный раздел с биографиями ювелиров и руководство по идентификации с отметками и подписями более 200 производителей.

Кстати, эта книга единственная в подборке, где уделяется отдельное внимание британскому варианту модерна, наиболее ярко выраженному в сдержанных и элегантных дизайнах Liberty & Co.

Конец прекрасной эпохи

Несмотря на международный масштаб, ар-нуво был недолговечным движением. Начало Первой Мировой Войны повергло человечество в такой шок, что лёгкость и наивность модерна потеряли свою актуальность.

Тем не менее, модерн стал предтечей других арт-движений и стилей, лишённых чрезмерной детальности, делающих меньший упор на форму и более функциональных, и это, прежде всего, ар-деко. Графика, вдохновленная модерном, стала популярной в бурной социальной и политической среде 1960-х годов среди нового поколения, бросающего вызов традиционным вкусам и идеям.

Таким образом, благодаря книгам, о которых я рассказала, можно составить вполне себе цельное представление о стиле и эпохе. Тут у нас и Франция, и Германия, и Каталония, и США. Дошёл модерн и до России. У нас одним из ярчайших представителей графики модерна был Иван Билибин, поразительно сочетавший эстетику и художественные приёмы модерна с исконно русскими мотивами и сюжетами. В архитектуре сразу вспоминается Дом «Зингер» Павла Сюзора в Санкт- Петербурге. Да и в Красноярске есть здания с элементами модерна, в основном это ранние работы Владимира Александровича Соколовского.

Но обо всём этом как-нибудь в другой раз :)

Елена Кореневская, библиотекарь отдела литературы на языках народов мира