Рита дышала на обледеневшие пальцы. Даже в кошмарах сложно было бы представить, что с ней произойдет когда-то, что происходит... Несколько месяцев назад врач в женской консультации подтвердила – Рита беременна. Такая новость могла только обрадовать молодую женщину. Они с Артемом уже не раз говорили о том, сколько счастья принесет им малыш.
И Рита хотела даже не одного ребенка, а трех-четырех. Сама она была в семье единственной, и ей очень не хватало братика или сестрички. Родители были людьми строгими, занятыми, и им даже не приходило в голову, что дочь тоскует по ласке, по возможности поговорить с родными людьми. Девочка часто болела, и не раз думала о том, что даже переносить неприятные процедуры, вроде горчичников или банок на спину, было бы легче, если бы рядом оказалась сестра.
Городок, в котором росла Рита, был маленьким. Окончив школу, нужно идти работать или уезжать учиться в областной центр. Рита выбрала второе. Поступила в институт, получила место в общежитии. Соседки по комнате скучали по дому, а Рита – нет. Она быстро обжилась на новом месте, и радовалась тому, что может периодически ходить в театры и музеи, да и кинотеатров в городе было несколько.
Рита вместе с однокурсницами навела уют в комнате, все трое сбрасывались «на еду», а оставшейся небольшой суммой, которая складывалась из повышенной стипендии и переводов из дома, девушка могла распоряжаться по своему усмотрению. Она экономила, откладывала, чтобы купить себе новый свитерок, или флакончик духов, или сапожки взамен прохудившихся.
С Артемом Рита познакомилась на катке. Ледовый дворец был неподалеку от их общежития, и девушка нередко заглядывала туда по воскресеньям.
Парень чувствовал себя на льду очень уверенно, а Маргарита только училась кататься. Артем подъехал к ней, поддержал под локоть, когда она готова была упасть, и в ближайший час не отходил от девушки, помогая ей овладеть приемами скольжения.
В тот вечер они просидели почти до закрытия в фито-баре, который любили все посетители Ледового дворца. А потом парень проводил Риту до дверей общежития, и перед тем как проститься, попросил о следующей встрече.
Через полгода молодые люди сыграли свадьбу. Вот только мать Артема, Валентина Павловна, не приходила в восторг от этой идеи и уговаривала сына до последнего оставить эту «никчемную особу». В Рите ей не нравилось абсолютно все. То, что ростом будущая невестка маленькая, комплекцией — чистый заморыш (такая и по дому работать не сможет, и детей здоровых никогда не выносит), раздражало гуманитарное образование (что за профессия «историк»? Кем она будет работать — учителем? Педагоги все нищие, без исключения). И даже то, что Артем был в Риту так пылко влюблен (да он и мать родную скоро ведь забудет) выводило женщину из себя.
Молодожены хотели снять квартиру, начать сразу жить отдельно. Казалось бы, Валентина Павловна радоваться должна такому варианту – неприятная особа будет реже попадаться ей на глаза. Но вместо этого свекровь потребовала, чтобы молодые жили с ней. Мотивировала она это тем, что на съемной квартире деньги вылетают в трубу. А так Артем и Рита накопят на первый взнос, возьмут ипотечный кредит, купят однокомнатную квартиру. Она, свекровь, переберется туда, а «детям» оставит свою «трешку».
И вот мечта почти сбылась. Муж с женой получили дипломы, устроились на работу. Зарплату получали хорошую, смогли отложить нужную сумму. Вот-вот можно заключать договор с банком, и заниматься переездом. Но Рита забеременела чуть раньше, чем планировали. Ради мира в семье молодая женщина и так многое скрывала от мужа. Ей было очень тяжело жить рядом с Валентиной Павловной. Критика, поучения, обидные несправедливые слова — все это сыпалось на нее, словно из рога изобилья. Рита чувствовала, что ее нервная система полностью расшатана. То и дело на глаза наворачивались слезы, пропал аппетит, ничто не радовало, домой после работы возвращаться не хотелось.
А вместе с беременностью начался токсикоз, да такой сильный, что врач предлагала госпитализацию. От стационара Рита отказалась, но больничный лист взяла. Она просто не в состоянии была ходить на работу.
И тут жизнь вовсе превратилась в ад. Рита лежала в своей комнате, лицом к стене, ее тошнило, кружилась голова, любой, самый слабый запах был невыносим. Свекровь же стояла у ее изголовья и отчитывала. Дескать, невестка слишком нежная и избалованная, другим в таком же «интересном положении» — ни дома, ни на работе скидок не делают.
Из глаз Маргариты невольно покатились слезы. В этот момент она чувствовала себя особенно беспомощной и уязвимой. Как назло, и Артем уехал в командировку, не мог заступиться за жену.
— Может, мне все-таки в больницу лечь? — подумала Рита.
Но Валентина Павловна будто услышала её мысли:
— Не прикидывайся давай! Токсикоз – это не болезнь, а нормальное состояние. Ты просто по дому ничего делать не хочешь, обленилась в конец. Давай, дуй к своим родителям, пока Темки нет, пусть они за тобой ухаживают. Воспитали доченьку, называется! А мне обуза тут на шее не нужна! Чтоб через десять минут духу твоего в моей квартире не осталось.
Вот так Риту и выставили на мороз, не дав собраться, не выяснив, есть ли у нее с собой деньги на билет. Несчастная невестка знала, что Валентина Павловна потом скажет сыну: «Я тоже живой человек и могу сорваться. Твоя мадам целый день в постели лежит, пузо свое лелеет, а я, значит, должна вкалывать за двоих, да еще ее обслуживать?» Но это будет, когда Артем вернется, а случится это не так скоро — через несколько дней. Их еще нужно было прожить.
Кошелек Риты был пуст. Зарплату и Артем и Рита отдавали матери мужчины – таково было условие Валентины Павловны. Она сказала, что сама будет оплачивать квартиру, покупать продукты и накопления делать. Иначе, молодая фифа все растранжирит на безделушки разные, ей только волю дай.
От того, что свекровь выделяла на проезд, у Риты ничего не осталось, в кошельке не было даже мелочи на маршрутку. Женщина решила поехать к подруге, а дальше – решит по ситуации. Или Геля сможет приютить ее на пару деньков, или Рита займет у нее денег и уедет к родителям.
Можно было бы попросить водителя автобуса позволить ей проехать бесплатно — вдруг встретится добрый человек…. Но Рита была стеснительной и не решилась на этот шаг. Как назло, еще и телефон разрядился. Так можно было бы остановить такси, позвонить Геле, и сказать, что она сейчас приедет, пусть подруга встречает ее возле подъезда с деньгами.
Что ж, оставался единственный выход – идти до дома подруги пешком, хоть это и далеко, около часа придется топать. Мороз крепчал и Рита уже на полпути сильно замерзла. Она не чувствовала ног, приходилось то и дело снимать перчатки и растирать остекленевшие пальцы рук, дышать на них… Но одно Маргарита знала совершенно точно – в дом свекрови она больше не вернется. Приедет Тёмка, и они вместе будут думать, как поступить дальше.
Конечно, за Валентиной Павловной не заржавеет. Если бы Рита надумала уйти, свекровь сказала бы сыну: «Отпусти ее на все четыре стороны, кому такая нужна…Ты еще найдешь себе во много раз лучше! И пусть эта мадам особо на алименты не рассчитывает. Надо еще проверить, чей это ребенок!»
Рита всхлипнула. Слезы застилали ей глаза. Было нестерпимо обидно. А она-то так старалась угодить свекрови, приспособиться к ее требованиям.
Пока могла, выполняла всю тяжелую домашнюю работу. Ковров у свекрови — множество, когда-то это было символом достатка. Валентина Павловна не любила пылесосы. Требовала, чтобы летом из ковров выбивали пыль на улице, а зимой чистили на снегу. Якобы от этого они приобретали свежий морозный аромат. Рита вспомнила, как непросто ей было справляться с этой обязанностью. Порой лифт не работал, а свекровь жила на восьмом этаже, приходилось нести тяжелые влажные ковры, свернутые в рулоны, на себе.
Интересно, как Артем отреагирует на всю эту ситуацию, осмелится ли он хоть раз вступить в спор с матерью? До этого муж Риты выступал все время в роли миротворца. Успокаивал Валентину Павловну тем, что все будет сделано так, как она хочет, а Рите шептал, что не надо все принимать близко к сердцу – скоро мать переедет, и они останутся в этой квартире одни — сами себе хозяева.
— Мне кажется, она никогда не отстанет от нас, — шмыгала носом Рита, — Будет приходить, и указывать мне, как себя вести….
Вспоминая минувшие ссоры, женщина глубоко погрузилась в свои невеселые мысли. В это время она проходила мимо ресторана. Это был «дорогой» район города, в здешние магазины и кафе могла себе позволить зайти только весьма обеспеченная публика.
Рита не обратила внимания на небольшое ледяное пятно, с размаху ступила на него и начала падать. В это время из ресторана выходила пара – мужчина и женщина средних лет. Заметив, что молодая женщина балансирует, стараясь удержаться на ногах (о том, что незнакомка беременна, без слов говорила ее раздавшаяся фигура), мужчина бросился ее поддержать, и ему удалось буквально в последнюю минуту Риту подхватить.
— Осторожнее надо быть! — не удержался он...