Слава приходит порой незаслуженно, так, всемирным достоянием, монументом классики 19 века и голосом русского народа стал Федор Михайлович. Отчего не сумел я полюбить его?
Работы Достоевского - переливание из пустого в порожнее, искусный но отвратительный в сущности сказ о людях непреднамеренно несчастных - раздетых, необутых, ютящихся по углам и на несчастье своем паразитирующих. Тоска органична Достоевскому почти так же, как блеск светских гостиных Пушкину. В тоске и несчастье утопают персонажи пациента, причем тоска Достоевского едва ли синоним горя - чувства интенсивного, спровоцированного. На здешних страницах тоска монотонна, как антропологическая константа и удивительно бессмысленна.
Неточки и Раскольниковы всегда живут на чердаках, люди сходят с ума в подвалах, Горячниковы отбывают каторгу за убийство жен, а и без того нищий Шумков вдобавок кривобок. "Бедные люди", "униженные и оскорбленные", "игрок", "белые ночи" и знаменитое "преступление и наказание" - раннее творчество неотличимо от позднего, персонажи предстают людьми ни к чему не годными, ни на что не способными. Концепция достоевщины - жанр глубоко застойный.
Читателю предлагается приложить усилия, чтобы полюбить Макара Девушкина, Соню Мармеладову, сироту Ивана Петровича - но беда в том, что не за что. Жалость к их несчастью, к их убогому состоянию отвращает, но Достоевский давит, выливая ментальное состояние персонажей на страницы. Неудивительно, что автор одного жанра получал крайне низкие гонорары.
"Достоевский насыщает повествование идеологическими аллюзиями!" - воскликнет поклонник, да вот только сложные разговоры о политическом климате воспринимают как миф о русском народе, как о пустом, беспомощном и пребывающем в трауре. Достоевский ведет борьбу с рациональным эгоизмом и модным Тургеневским нигилизмом, взамен предлагая от всякой напасти христианское смирение. А ведь в его эпоху уже написан Чайльд-Гарольд!
У Достоевского не за что зацепиться - грязь Петербургских пейзажей лишена аморальной распущенности де Сада, таинственной привлекательности Печорина, европейского франтовства Онегина, этического конфликта, жгучей драмы, забористой лексики, словом - всего того, что вызывало бы интерес.
Сухая выжимка всех его произведений лаконично укладывается в слово - безвкусица.
На мой взгляд такое нельзя показывать детям. Необходим исключительный талант слепить из этого мрака конфетку и еще больший талант с наслаждением (если это слово применительно к Достоевскому вообще) это читать.
Под конец упомяну, что иностранцы трактуют героев Достоевского как собирательный образ русского человека. Это оскорбление и глупость, может где-то в России такой человек живет, но какой к нему, такому идиоту, может быть разговор, какой интерес?