Какие цветки обещал в начале XXI века новый тогда сорт ‘Natural Feelings’ тому, кто еще ни разу его не видел, а только успел перевести название на русский? Не удивлюсь, если узнаю, что садовые мечтатели предвкушали появление культивара с крупными и очень душистыми светлыми цветками, ведь имя его означает «естественные чувства», а чувства огромны, они способны охватывать и вдохновлять человека, озарять его жизнь!
Но цветочки у того флокса не пахнут, невелики и темны — хорошо хоть, что тепловатого тона.
Редакторским, изначально критическим взглядом я сперва вижу в ‘Natural Feelings’ скорее мелочность и скудость чувств, нежели их естественность, а потом принимаюсь искать слова подобрее… Растение избавлено от хрупких пропорций, свойственных типичным флоксам, отчего выглядит более непреклонным и здоровым, чем эти порой понурые друзья мучнистой росы. А уместно ли говорить тут о сдержанности чувств? Она не равна той бодрости, с которой сорт словно щурится своими скомканными цветочками.
Или имеются в виду оттенки чувств? Очень может быть, ведь вся сортосерия называется Feelings…
Однако зачем гадать, если серии, посвященной чувствам, дал характеристику сам ее автор! Вряд ли он копался в словарях. Мысль творца растений обвивает собой не словеса, а живые зеленые опоры: нидерландский селекционер René van Gaalen под разными видео о своих созданиях пишет, что эти флоксы похожи на гортензии.
Похожи, мол, на гортензии. Но имя диковинного сорта остается загадочным. А как же пресловутые чувства?
И какими словами получится уловить смысл флоксов — пусть не этого мелкоцветкового чудика, а простых русских флоксов, нежно окружающих душу на исходе лета?
Наша художественная литература говорила об этих традиционных садовых цветах на удивление мало. Среди редких упоминаний расцвел образ, созданный Беллой Ахмадулиной. В 1982 году она пишет стихотворение, лирическая героиня которого с трудом пробирается «сквозь дрожащую в листьях луну, / сквозь густые, как пруд, сквозь холодные флоксы. // Имя слабо, но воля цветка такова, / что навяжет мотив и нанижет подробность. / Не забыть бы, куда я иду и когда, / вперив нюх в самовластно взрослеющий образ. // Сквозь растенья, сквозь хлесткую чащу воды, / принимая их в жабры, трудясь плавниками, / продираюсь. Следы мои возле звезды / на поверхности ночи взошли пузырьками».
Ну кто не замечал вязкой влажности флоксов в сыром августе?
Кто не ощущал накануне осени, как холод сковывает летнюю легкость движений?
Кто не размышлял об итогах лета и кто не искал тепла в светлых цветах, в сиянии луны и ярких звездах — но не находил?
Все это естественные чувства.
Ахмадулина срастила их в необычное соцветие.
Татьяна Карпеченко. Проект «Зеленые имена. Ботаника, орфография и языки»
Канал в Telegram: https://t.me/greennames
Группа «ВКонтакте»: https://vk.com/greennames
Группа в «Одноклассниках»: https://ok.ru/group/61024545079427