Терпение, смирение и страдание - худшие из духовных скреп. Но в сборнике "Вехи" (1909) религиозные интеллигенты доходчиво разъясняли чем именно они отвратительны. Столкнувшись в 1905 году с восстанием народа и забоявшись, что народу их знания не потребны, критики решили в духе теории "восстания масс" развенчать стремление людей к переменам и особенно революционного интеллигента как тип. Взяв эти худшие скрепы на вооружение против прогресса.
Цель выхода "Вех" прекрасно выразил в вводной статье Николай Бердяев: стремиться быть "в истине и в Боге", которая не может сочетаться с "материализмом, самой элементарной и низкой формой философствования", тем более не может быть истинной "та философия, которая помогала бороться с самодержавием" (с. 14, 16, 25*). Грубо говоря: революция 1905 года была грехом и не надо его повторять. Смиритесь, уйдите от политики, самокопайтесь. Именно этот призыв и увидел в сборнике Ленин, оставивший его верную разгромную критику.
Самый замечательный пример вреда для человека и интеллигента скреп терпения, смирения и страдания дал в своей статье "Героизм и подвижничество" философ С. Н. Булгаков (1871-1944). Рассматривая историю русской революционной интеллигенции через постоянный подвиг, справедливо указывая гигантскую вину царских репрессий в воспитании новых мучеников (с. 36, 44-45), он всё же умудряется возлагать вину за проблему не на гонителей, а на гонимых! Мол, они отошли от "абсолютных норм и незыблемых начал личного и социального поведения" (с. 49), а "понятие революции <...> характеризуется лишь отрицанием ею разрушаемого" (с. 51). Посему и поделом им, нужно за "грех" покаяться, а также "создалась необходимость борьбы с интеллигентскими влияниями на народ ради защиты его веры" (с. 69). Охранительство, как же знакомо звучит...
Вкратце: нечего народ-богоносец баламутить. Он - исконный носитель веры, "идеал его - Христос и его учение, а норма - христианское подвижничество" (с. 66, особенно в стране со снохачеством и ростовщичеством кулака, ага - прим.). Подвижничество по Булгакову заключается, естественно, в заведомом терпении и превозмогании трудностей "с этим многовековым историческим тяглом <...> в этом жестоком климате, с вечными голодовками, холодом, страданиями" вместо их исправления (с. 66-67). В отличие от циничного и аморального Ленина богоугодный и моральный Булгаков почему-то даже не поставил вопроса "кто виноват" в положении народа. Зато указал развернуто на всемирно-историческую вину тех, кто пытался людей спасти.
По Булгакову порочна сама идея того, что "человек добр и прекрасен по своей природе", как и вся практика из теории просветительства. Отрицание первородного коллективного греха суть "язычество" (с. 41). Далее автор практике в соответствии с "Тремя источниками" Ленина пишет, что "материалистический социализм тоже можно рассматривать как самый поздний и зрелый плод просветительства". Добавляя только, что оно есть "одно из разлагающих начал" (с. 41). Человек не может хотеть свободы для себя и общество, ибо Булгаков объявляет идею активного естественного совершенствования человека "идолопоклонством" (с. 42), которое смеет ставить его на место Бога и видеть в себе своё спасение. Сиди и не рыпайся - вот Булгаков в самом кратком пересказе.
Конечно, интеллигенции и вообще личности нужно выправляться с "чувством здорового христианского смирения" (с. 54), проявляя "максимализм в личной жизни, в требованиях, предъявляемых к самому себе <...> исполнение своего долга перед Богом" (с.57). Взамен желания изменить мир Булгаков прописывает набор из терпения, давая ему ёмкое название - "послушание", т. е "всякое занятие, назначаемое иноку <...> раз оно исполняется во имя религиозного долга" (с. 59). Начни с себя, проблема в тебе, делай что делаешь и будет что будет - максимы жизни по автору. Правда на вопрос "а судьи кто?", кто назначит послушание - автор молчит.
Зато Булгаков выкатил буквально манифест духовности страдания ради страдания. Позволю себе процитировать самое сочное место:
"...у интеллигенции <...> отсутствуют те абсолютные нормы и ценности, которые, для этой культуры необходимы и даются только в религии. И, прежде всего, отсутствует понятие греха и чувство греха, настолько, что слово грех звучит для интеллигентского уха так же почти дико и чуждо, как и смирение. Вся сила греха, мучительная его тяжесть, всесторонность и глубина его влияния на всю человеческую жизнь, словом – вся трагедия греховного состояния человека, исход из которой в предвечном плане Божием могла дать только Голгофа, всё это остаётся вне поля сознания интеллигенции, находящейся как бы в религиозном детстве, не выше греха, но ниже его сознания. Она уверовала, вместе с Руссо и со всем просветительством, что естественный человек добр по природе своей, и что учение о первородном грехе и коренной порче человеческой природы есть суеверный миф, который не имеет ничего соответствующего в нравственном опыте" (с. 56).
Здесь не только очередная приватизация нравственности религией (хотя это не так) и морализаторство относительно активного действия. Здесь манифест религиозной философии. Ты, человек, изначально плохой и должен страдать. Хочешь избавиться от страданий и помочь другим? Вот тебе, ишь чего, просвещения захотел. Твоя задача - сидеть в выученной беспомощности, ожидать "спасения" когда-нибудь. Любая "прививка" просвещенности народу "освобождает в нём тёмные стихии. Я не знаю, можно ли придумать более человеконенавистническую и русофобскую в частности идею, чем у Булгакова в этих строках?
Мои заметки о "Вехах" ещё будут. Книга, несмотря на реакционность, значима для русской истории и современности. Среди всего этого есть совсем философско-политические вещи, которые соприкосновением с подобным цельным негативным догматом проверяются еще крепче:
1. человек в основе положителен и социален, он должен идти вперед и сообща или умрёт поодиночке;
2. никакой коллективной ответственности и чужих грехов не может существовать, грехов и стыда не должно быть вообще;
3. дело спасения человека и человечества исключительно его и их дело, "никто не даст нам избавленья"
4. если кто-то настойчиво призывает к терпению и страданию, тот явно не терпит и страдает сам, а хочет лишь нашей покорности и денег.
Вот такие мысли по великому русскому религиозному философу Сергею Булгакову. Важная "веха", которая к сожалению еще не изжита.
****
* страницы в тексте даются по изданию: Вехи. Из глубины. М.: Издательство Правда, 1991. 607 с.
** Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме. Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357