Найти в Дзене

Философ Сергей Булгаков: "люди должны страдать и терпеть"

Терпение, смирение и страдание - худшие из духовных скреп. Но в сборнике "Вехи" (1909) религиозные интеллигенты доходчиво разъясняли чем именно они отвратительны. Столкнувшись в 1905 году с восстанием народа и забоявшись, что народу их знания не потребны, критики решили в духе теории "восстания масс" развенчать стремление людей к переменам и особенно революционного интеллигента как тип. Взяв эти худшие скрепы на вооружение против прогресса. Цель выхода "Вех" прекрасно выразил в вводной статье Николай Бердяев: стремиться быть "в истине и в Боге", которая не может сочетаться с "материализмом, самой элементарной и низкой формой философствования", тем более не может быть истинной "та философия, которая помогала бороться с самодержавием" (с. 14, 16, 25*). Грубо говоря: революция 1905 года была грехом и не надо его повторять. Смиритесь, уйдите от политики, самокопайтесь. Именно этот призыв и увидел в сборнике Ленин, оставивший его верную разгромную критику. Самый замечательный пример вреда

Терпение, смирение и страдание - худшие из духовных скреп. Но в сборнике "Вехи" (1909) религиозные интеллигенты доходчиво разъясняли чем именно они отвратительны. Столкнувшись в 1905 году с восстанием народа и забоявшись, что народу их знания не потребны, критики решили в духе теории "восстания масс" развенчать стремление людей к переменам и особенно революционного интеллигента как тип. Взяв эти худшие скрепы на вооружение против прогресса.

Искомый сборник. Фото из Интернета.
Искомый сборник. Фото из Интернета.

Цель выхода "Вех" прекрасно выразил в вводной статье Николай Бердяев: стремиться быть "в истине и в Боге", которая не может сочетаться с "материализмом, самой элементарной и низкой формой философствования", тем более не может быть истинной "та философия, которая помогала бороться с самодержавием" (с. 14, 16, 25*). Грубо говоря: революция 1905 года была грехом и не надо его повторять. Смиритесь, уйдите от политики, самокопайтесь. Именно этот призыв и увидел в сборнике Ленин, оставивший его верную разгромную критику.

Самый замечательный пример вреда для человека и интеллигента скреп терпения, смирения и страдания дал в своей статье "Героизм и подвижничество" философ С. Н. Булгаков (1871-1944). Рассматривая историю русской революционной интеллигенции через постоянный подвиг, справедливо указывая гигантскую вину царских репрессий в воспитании новых мучеников (с. 36, 44-45), он всё же умудряется возлагать вину за проблему не на гонителей, а на гонимых! Мол, они отошли от "абсолютных норм и незыблемых начал личного и социального поведения" (с. 49), а "понятие революции <...> характеризуется лишь отрицанием ею разрушаемого" (с. 51). Посему и поделом им, нужно за "грех" покаяться, а также "создалась необходимость борьбы с интеллигентскими влияниями на народ ради защиты его веры" (с. 69). Охранительство, как же знакомо звучит...

Вкратце: нечего народ-богоносец баламутить. Он - исконный носитель веры, "идеал его - Христос и его учение, а норма - христианское подвижничество" (с. 66, особенно в стране со снохачеством и ростовщичеством кулака, ага - прим.). Подвижничество по Булгакову заключается, естественно, в заведомом терпении и превозмогании трудностей "с этим многовековым историческим тяглом <...> в этом жестоком климате, с вечными голодовками, холодом, страданиями" вместо их исправления (с. 66-67). В отличие от циничного и аморального Ленина богоугодный и моральный Булгаков почему-то даже не поставил вопроса "кто виноват" в положении народа. Зато указал развернуто на всемирно-историческую вину тех, кто пытался людей спасти.

Начинав легальным марксистом, Булгаков позднее поправел и ушел в религию. Вместо спасения людей стал заниматься оправданием господства богатеев. Фото из интернета.
Начинав легальным марксистом, Булгаков позднее поправел и ушел в религию. Вместо спасения людей стал заниматься оправданием господства богатеев. Фото из интернета.

По Булгакову порочна сама идея того, что "человек добр и прекрасен по своей природе", как и вся практика из теории просветительства. Отрицание первородного коллективного греха суть "язычество" (с. 41). Далее автор практике в соответствии с "Тремя источниками" Ленина пишет, что "материалистический социализм тоже можно рассматривать как самый поздний и зрелый плод просветительства". Добавляя только, что оно есть "одно из разлагающих начал" (с. 41). Человек не может хотеть свободы для себя и общество, ибо Булгаков объявляет идею активного естественного совершенствования человека "идолопоклонством" (с. 42), которое смеет ставить его на место Бога и видеть в себе своё спасение. Сиди и не рыпайся - вот Булгаков в самом кратком пересказе.

Конечно, интеллигенции и вообще личности нужно выправляться с "чувством здорового христианского смирения" (с. 54), проявляя "максимализм в личной жизни, в требованиях, предъявляемых к самому себе <...> исполнение своего долга перед Богом" (с.57). Взамен желания изменить мир Булгаков прописывает набор из терпения, давая ему ёмкое название - "послушание", т. е "всякое занятие, назначаемое иноку <...> раз оно исполняется во имя религиозного долга" (с. 59). Начни с себя, проблема в тебе, делай что делаешь и будет что будет - максимы жизни по автору. Правда на вопрос "а судьи кто?", кто назначит послушание - автор молчит.

В 1909 году Булгаков по существу занимался этим же. Правда, к его чести, кичащей роскошью он не обладал. Но его учение может взрастить только именно такое. Мем из интернета.
В 1909 году Булгаков по существу занимался этим же. Правда, к его чести, кичащей роскошью он не обладал. Но его учение может взрастить только именно такое. Мем из интернета.

Зато Булгаков выкатил буквально манифест духовности страдания ради страдания. Позволю себе процитировать самое сочное место:

"...у интеллигенции <...> отсутствуют те абсолютные нормы и ценности, которые, для этой культуры необходимы и даются только в религии. И, прежде всего, отсутствует понятие греха и чувство греха, настолько, что слово грех звучит для интеллигентского уха так же почти дико и чуждо, как и смирение. Вся сила греха, мучительная его тяжесть, всесторонность и глубина его влияния на всю человеческую жизнь, словом – вся трагедия греховного состояния человека, исход из которой в предвечном плане Божием могла дать только Голгофа, всё это остаётся вне поля сознания интеллигенции, находящейся как бы в религиозном детстве, не выше греха, но ниже его сознания. Она уверовала, вместе с Руссо и со всем просветительством, что естественный человек добр по природе своей, и что учение о первородном грехе и коренной порче человеческой природы есть суеверный миф, который не имеет ничего соответствующего в нравственном опыте" (с. 56).

Здесь не только очередная приватизация нравственности религией (хотя это не так) и морализаторство относительно активного действия. Здесь манифест религиозной философии. Ты, человек, изначально плохой и должен страдать. Хочешь избавиться от страданий и помочь другим? Вот тебе, ишь чего, просвещения захотел. Твоя задача - сидеть в выученной беспомощности, ожидать "спасения" когда-нибудь. Любая "прививка" просвещенности народу "освобождает в нём тёмные стихии. Я не знаю, можно ли придумать более человеконенавистническую и русофобскую в частности идею, чем у Булгакова в этих строках?

Мои заметки о "Вехах" ещё будут. Книга, несмотря на реакционность, значима для русской истории и современности. Среди всего этого есть совсем философско-политические вещи, которые соприкосновением с подобным цельным негативным догматом проверяются еще крепче:

1. человек в основе положителен и социален, он должен идти вперед и сообща или умрёт поодиночке;

2. никакой коллективной ответственности и чужих грехов не может существовать, грехов и стыда не должно быть вообще;

3. дело спасения человека и человечества исключительно его и их дело, "никто не даст нам избавленья"

4. если кто-то настойчиво призывает к терпению и страданию, тот явно не терпит и страдает сам, а хочет лишь нашей покорности и денег.

Вот такие мысли по великому русскому религиозному философу Сергею Булгакову. Важная "веха", которая к сожалению еще не изжита.

****

* страницы в тексте даются по изданию: Вехи. Из глубины. М.: Издательство Правда, 1991. 607 с.

** Благодарю вас за внимание! Также канал можно читать в Телеграме. Желающие могут добровольно и посильно поддержать "Историка на полставочки" - 2200 2404 1720 4357