В июле Google обновила браузер Chrome до версии 115. Апдейт привнёс новый механизм для контекстной рекламы — Topics API. Хотя «корпорация добра» позиционирует его как конфиденциальный, на деле к системе есть масса вопросов.
Про Privacy Sandbox
Topics API — составная часть более масштабной инициативы Privacy Sandbox. За этим названием скрываются несколько методов. Они позволяют отказаться от отслеживания пользователей при помощи cookie-файлов, применяемых для точного таргетирования рекламных объявлений.
Но это не означает, что поисковый гигант собирается избавиться от контекстной рекламы насовсем. По итогам 2022 года рекламный бизнес принёс 80% выручки корпорации. Вместо этого Privacy Sandbox включает алгоритмы оценки интересов пользователя прямо на его устройстве. Затем рекламодатели могут эксплуатировать эту информацию при таргетировании объявлений.
В Google подчёркивают, что рекламодатели получают доступ лишь к той информации, по которой нельзя определить конкретного человека. А вот через cookie можно собирать почти всё: сведения о гаджете, длительности веб-сессий, паттернах поведения на посещаемых сайтах и так далее.
Про Topics API
Механизм, который дебютировал в Chrome 115, определяет интересующие человека темы на основе истории посещения. Пользователь регулярно сидит на велосипедных форумах, а позавчера гуглил новый шлем? Понятно, вписываем категорию «Велоспорт» в сферу его интересов.
Chrome передаёт сайтам информацию о не более чем трёх интересующих темах. Ещё пользователь может заблокировать предметы, которыми не хотел бы делиться. Браузер удаляет данные о темах спустя четыре недели после их добавления.
Как отключить?
Пока участие в Project Sandbox и Topics API — дело добровольное. Но в следующем году Google планирует полностью отказаться от сторонних cookie-файлов.
Сейчас выйти из программы можно так:
- В Chrome откройте «Настройки».
- Перейдите в раздел «Конфиденциальность и безопасность», откройте вкладку «Конфиденциальность в рекламе».
- Изучите каждый пункт в этом меню и переведите переключатели в неактивное положение.
Радикальный вариант — сменить браузер. Apple и Mozilla уже заявили, что не будут применять Topics API в своих браузерах из соображений конфиденциальности.