Периодически ко мне на методический коучинг (это специальный термин, когда ведётся индивидуальная работа с учителем по анализу и улучшению его уроков, эффективности его взаимодействия с семьями, с учениками и так далее, по тем сферам, которые интересуют данного учителя или его работодателя) приходят молодые учителя. Когда я говорю «молодые», я не столько про возраст, сколько про опыт, хотя часто «мало лет» совпадает с «мало опыта».
Мы разбираем с ними проблемные ситуации и практически всегда звучит: «У меня нет опыта, а родители от меня его ждут», «Я боюсь, что не смогу что-то дать, ведь я в школе второй год», «Я говорю с ними, а у них прямо в глазах читается: «Ну что ты несёшь, ты же ничего не знаешь», «Мне нужно родителей мальчика пригласить на встречу, а я даже не знаю, как позвонить, я прямо слышу, как родитель на том конце провода думает: «Ну что она может мне сказать, у неё же даже детей нет». И другие вариации.
Самое смешное, что дальше, когда мы раскручиваем эти страхи и я спрашиваю, говорили ли реально это хоть раз им в лицо, лишь немногие говорят, что так говорил один или два родителя, или что завуч или главный методист постоянно критикуют и говорят, что учитель всё делает не так (в этом месте, кстати, хочется передать пламенный привет завучам, методистам и другим страшим коллегам и напомнить, что с персоналом так не работают). А чаще всего я слышу, что никто так словами ни разу не сказал.
Дорогие мои педагоги. Обращаюсь к тем самым зелёным росточкам, которые только начали получать свой опыт. Не надо достраивать, что там у них в глазах. Мне нравится вот этот пассаж из романа «Икс» признанного иноагентом (кажется, без этого уточнения нельзя же теперь цитировать) Дмитрия Быкова:
«…Кто не убил себя – тот не может ничего написать.
И он почему-то в упор посмотрел на Шелестова – у того мороз пробежал по шкуре…
Шелестову стало очень не по себе. Он часто потом вспоминал эти слова, и особенно то, как Гердман взглянул на него. Ему и в голову не могло прийти, что Гердман смотрел не на него, а просто в окно. Не на эти же рожи смотреть серьёзному человеку».
Чаще всего, когда нам кажется, что нам что-то там говорят глаза, а на том конце провода про нас что-то ужасное думают, на самом деле, там происходит что-то иное, вообще не имеющее к нам отношения. Мы достраиваем это сами. Галлюцинируем из-за информационного вакуума. Это пакость мозга. Он так работает. Когда ему не хватает информации, он её сам формирует. В основном исходя из установок. Это ваши установки. Это вы сами для себя слишком молоды, неопытны, недоучились, недоработали, недотягиваете. Безусловно, стигматизация общества добавляет, но в основном это ваше.
Обычно я спрашиваю: «Ну окей, вы молоды и неопытны. Это же объективно так, верно? Вы не можете это изменить, не можете за секунду прибавить себе 10 лет возраста и 10 000 часов, которые требуются для мастерства. Это ведь так, зачем отрицать? Даже если кто-то вам говорит, что вы молоды и неопытны, он просто констатирует известный факт, почему это триггерит?» Вы, молодые коллеги, в основном отвечаете: «Да, но от меня же ждут, я же должна, обязана». Дорогие мои, на этапе набора опыта всё, что вы обязаны, это набирать опыт, а не уже его иметь. Не могут ждать. А если ждут опыт, то это вопросы не к вам, а к администрации школы. Родитель, которому важен опыт и возраст, могут идти туда и просить перевести ребёнка к другому учителю. Если же дети уже у вас, а школа на работу вас взяла, то никаких претензий из-за возраста и опыта быть не может. Вы не нелегально сюда попали.
Пожалуйста, начните применять к себе иные критерии оценки. Не «насколько я опытна», а «насколько я нахожусь в поиске самого эффективного», «насколько я пробую, копаю», «насколько я впитываю отовсюду», «насколько глубоко и со всех сторон я исследую каждую проблему, каждую ситуацию, каждого ребёнка», «насколько я задала все вопросы и насколько мои вопросы качественны». Для вот этого всего не нужен опыт и возраст. Это метакогнитивные навыки, это критическое мышление, это умение учиться, которые мы прокачиваем в себе ещё в школе, если нам, конечно, повезло со школой. И вот как раз на эту основу дальше наложится опыт.
Я тоже через это проходила. Правда, не с возрастом. Как-то так сложилось, что я сразу после педвуза попала к крутым мастерам педагогики, и уже лет в 25 лет постоянно варилась в публичных выступлениях, в обучении других учителей, меня регулярно просили кого-то поучить уже в моей первой языковой школе, если и были волнения из-за молодости, их пришлось очень быстро преодолеть. Не запомнились.
Но я прошла стигматизацию из-за пола. В первом декрете мы с подругой буквально через месяц после рождения первенцев (сроки совпадали) организовали консалтинговую компанию. В основном мы занимались внедрением изменений в корпоративные культуры, созданием внутренних учебных центров и корпоративных университетов и всего такого, связанного с персоналом. Клиентами сразу стали «РЖД», «Роскосмос», «Вагонмаш» и подобные. В основном лицами, принимающими решения были возрастные мужчины. Ох мы и наслушались вот этого «девчонки», «ну что, девушки, покажите презентацию», «а сейчас красавицы нам расскажут, что сделано». Всё это ложилось на незажившие царапины после предыдущего работодателя, до декрета мы обе работали в крупной корпорации, подчинялись собственнику, который молодец, конечно, сделал себя сам, но чувства такта ему недоставало, он постоянно повторял: «Вам бы в HR мужиков, а то какой-то отдел неполноценный».
После 30 лет я полностью ушла в обучение детей, открыла свой образовательный бизнес и как-то сразу пришлось сотрудничать с государственными органами и с чиновниками в регионах. И вот там опять всё это началось. «Девушки», «девочки», «красотки» и так далее. В какой-то момент я себя поймала на том, что, вообще-то, ведь они ничего страшного не говорят, это я за словами «девушки» слышу «вам бы мужиков в команду, иначе вы неполноценны». Дальше я включила аналитику. Взяла и сделала список из самых талантливых руководителей, которых к 30 годам мне удалось встретить. И что же? Получилось, что женщин-то там было не так уж и мало (это я нежно переформулировала, на самом деле, женщин было даже больше). И тогда я поняла, что это я сама жила, видимо, в установке, что женщина в деловой среде неполноценна, причём, эта установка какая-то даже не моя, я в неё не верила. И родители мне никогда так не говорили. Это была навязанная установка, спущенная предыдущим работодателем, под которым в довольно токсичной культуре в целом я работала приличное количество лет. Эта установка в меня проникла, но мне решать, буду я с ней жить или нет. Я от неё отказалась.
Удивительное дело, как только я решила, что пол не является проблемой для решения сложных бизнес-задач, я вдруг перестала даже слышать вот это «девочки», а может, и слышала, но как-то пролетало мимо ушей. И договариваться на любых уровнях и с любым полом стало проще.
Дорогие молодые педагоги. Да, вы в начале пути. Вы не обязаны физически прямо сейчас стать возрастными и опытными. А если кто-то когда-то посмеет сказать вам в лицо это в качестве претензии, спокойно отвечайте: «Знаете, те гуру педагогики, на плечах которых мы все стоим, вот 92-летний Амонашвили, например, они до самой глубокой старости признаются, что до сих пор не изучили душу ребёнка. Потому что душа ребёнка бездонна.
PS Так как сейчас много работаю индивидуально с учителями, у меня припасено ещё одно важное сообщение. Кажется, его стоит донести до всех, до любого возраста и опыта. Им поделюсь в следующей публикации.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.