О том, как молодому выпускнику стать биологом, чем работа в лаборатории отличается от офисной, где совершают научные открытия и почему педагогу важно быть практикующим специалистом, – обо всем этом в нашей совместной с «Сириус.Журналом» рубрике #ЗанимаюсьНаукой рассказала преподаватель известной московской школы № 57 и тренер сборной России на Международной олимпиаде по биологии Виктория Лавренова.
Виктория Лавренова – аспирант биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Возглавляла городскую предметно-методическую комиссию по биологии в Москве и оргкомитет Московской олимпиады школьников по генетике. В прошлом – главный тренер столичной команды по биологии на ВсОШ, ныне – руководитель программ по биологии и генетике Образовательного центра «Сириус».
Почему Вы решили поступить на биофак?
Меня заметила учительница и пригласила в кружок. В седьмом классе я уже занималась с восьмиклассниками и девятиклассниками, которые готовились к региональному этапу ВсОШ. Мы разбирали сложные темы, клеточную биологию, например. Помню, как мне рассказывали про биосинтез белка, – я тогда почти ничего не поняла, но мне почему-то очень понравилось. Потом приняла участие в олимпиаде и все само собой завертелось.
Так как я была олимпиадницей, в 11-м классе меня позвали на биофак МГУ заниматься вместе со студентами на факультативных занятиях. В то время у меня и с химией все отлично складывалось, получала дипломы на олимпиадах, поэтому было сложно выбрать траекторию: я металась между биофаком и химфаком МГУ и факультетом медико-биологической физики МФТИ.
Пока ездила на биофак, поняла, что там комфортная для меня среда: на факультете учатся друзья, многие преподаватели меня знают. На химфаке или в МФТИ репутацию пришлось бы зарабатывать с нуля. В итоге я выбрала биологический факультет МГУ, кафедру биохимии.
А как Вы стали преподавателем?
На четвертом курсе мне предложили взять экспериментальный класс в школе № 57. Он был математическим, и там учились абсолютно невероятные дети – как по развитости абстрактного мышления, так и по уровню понимания мира. С ними было очень приятно разговаривать, с некоторыми продолжаю общаться. Так все и началось: я взяла несколько классов в «Пятьдесят седьмой школе», стала тренером московской сборной ВсОШ, начала преподавать в «Сириусе». Мне это очень нравилось.
Вы совмещали научную работу с преподаванием, как Вам это удавалось?
Меня периодически спасала смена деятельности: с преподавания я переключалась на лабораторную работу и наоборот. Когда пришла в лабораторию магистрантом, мне ставили задачу и я ее выполняла – это удобный режим, ты всегда знаешь, что делать. Потом мне дали больше свободы: приходилось самой и планировать, и физически выполнять действия, а это уже две разные по стилю задачи, переключаться между ними труднее. Совмещать две работы стало еще сложнее.
Сейчас мой руководитель знает, что преподавательская деятельность для меня очень важна, и относится к этому с пониманием. Я не хочу совсем уходить из науки. Считаю, что для работы со школьниками надо все-таки самому быть практикующим ученым.
Я вернулась на биологический факультет, заканчиваю аспирантуру. Занимаюсь ферментами грибов, тех, которые могут расщеплять белки тромбов.
Что бы Вы посоветовали школьникам, которые только выбирают свой путь?
- Никакую профессию не стоит романтизировать. Можно хотеть быть врачом, представляя, что вы каждый день будете спасать смертельно больных и делать уникальные операции, но это не так. Скорее всего 95% времени будет занимать прием пациентов с распространенными проблемами.
- Необязательно вы будете делать нечто уникальное. Людей в мире много, а Нобелевских премий мало. Ученые, которые получают премии, не стремятся к ним изначально, они просто занимаются своей темой. Бывает, что тема «заходит». А бывает, что талантливый ученый занимается объектом, который не приведет его к великим открытиям, и он не получает никакой премии. Но от этого его работа не менее важна.
- Важно понимать, что вас ждет. Когда я хотела пойти в МФТИ, то даже не посмотрела учебный план, не поговорила с теми, кто там учится, абсолютно ничего не изучила. Просто думала: «Наверное, это очень круто!» Я не понимала, что в МФТИ два года обучают физике. Нужно изучить программу вуза заранее.
- Надо заниматься тем, что хотя бы немного вам интересно. При выборе вуза не стоит исходить только из того, сколько денег вы потом будете зарабатывать. Я не считаю, что о таком вообще не надо думать, но это не самое главное. Если через силу пойти в фармакологию, когда вам нравятся рачки, в какой-то момент может случится психологический кризис и вы все бросите.
Какие карьерные перспективы есть у студентов-биологов?
В биологии есть четкое разделение на полевую сферу и неполевую. В первой больше научных лабораторий, есть прикладные направления: например, исследование океана, паразитология. Научные открытия проще совершать именно в полевой биологии – как минимум описать новый вид.
В обычных лабораториях реализуется преимущественно рутинная наука. Причем есть очень много разных лабораторий, можно выбрать тематику. Кто-то работает с клетками, кто-то – с нуклеиновыми кислотами, кто-то – с белками, связанными с заболеваниями мозга или сердца.
Есть фармацевтические компании, которые охотно принимают выпускников биофаков. Там можно заниматься исследованиями, например, разрабатывать новые препараты.
Есть биотехнологические компании: они также создают лекарства, занимаются клеточной терапией. Сейчас эта сфера очень бурно развивается.