Мясник / Le Boucher. Франция-Италия, 1969. Режиссер и сценарист Клод Шаброль. Оператор Жан Рабье. Актеры: Жан Янн, Стефан Одран, Антонио Пассалиа, Роже Рюдель и др. Премьера: 27 февраля 1970. 1,1 млн. зрителей (Франция).
По свидетельству, самого Клода Шаброля (1930-2010) в таких картинах, как «Неверная жена», «Пусть зверь умрет» и «Мясник» он хотел «создать портрет буржуа нашего времени».
Мясник из провинциального городка (Жан Янн), влюбленный в местную учительницу (Стефан Одран) кажется милым, тихим, немного смешным увальнем, но... с каждым эпизодом зритель всё ближе приближается к страшной разгадке жестоких убийств беззащитных школьниц, происходящих одно за другим, и симпатичный мясник оказывается маньяком-шизофреником...
Уверен, что у любого американского «профи» криминального кинематографа такой сюжет стал бы превосходным поводом для эротического триллера в духе «Основного инстинкта». Но Клод Шаброль, как всегда, снял эту историю оборотня с покоряющей достоверностью погружения в провинциальную жизнь, в комплексы человека, вынужденного вопреки своей воле следовать семейным профессиональным традициям; в комплексы одинокой женщины, так и не дождавшейся своего принца; в причудливую неоднозначность отношений между главными героями.
В «Мяснике» Клод Шаброль превратил учительницу в блестящем исполнении Стефан Одран (1932-2018) в своего рода Красную Шапочку, поддавшуюся скромному очарованию Серого Волка, прикинувшегося застенчивым провинциальным лавочником…
При этом Шаброль оставался моралистом без нравоучений. «Единственная подлинная мораль заключается в самом человеке», – эти слова Шаброля отражали его стремление к независимости.
Александр Федоров, киновед
Разрыв / La Rupture. Франция-Бельгия-Италия, 1970. Режиссер и сценарист Клод Шаброль. Оператор Жан Рабье. Актеры: Стефан Одран, Жан-Пьер Кассель, Мишель Буке, Анни Корди, Жан-Клод Друо, Серж Бенто, Жан Карме, Луиза Шевалье, Маргерит Кассан, Пьер Гальди, Даниэль Лекуртуа, Пьер Ле Рюмёр, Сюзи Фальк, Марго Лион, Гарри Кюмель, Мария Мичи, Антонио Пассалиа, Доминик Зарди, Анджело Инфанти, Марио Давид, Мишель Дюшоссуа, Катрин Рувель и др. Премьера: 26 августа 1970. 0,9 млн. зрителей (Франция).
Элен (Стефан Одран) вышла когда-то за сына богатых родителей, в этом браке родился ребенок. Но, увы, потом всё пошло наперекосяк. Муж Элен стал постепенно сходить с ума, и в очередном припадке серьезно ранил своего маленького сына…
Это только завязка психологической драмы Клода Шаброля (1930-2010), где вокруг героини Стефан Одран (1932-2018) коварный персонаж Жана-Пьера Касселя (1932-2007), нанятый отцом шизофреника, плетет искусную паутину, сотканную из лжи и подвоха…
Вновь на экране возникает детально изученный Шабролем внешне благопристойный буржуазный мир, способный безжалостно ломать человеческие судьбы…
Превосходный дуэт Стефан Одран и Жана-Пьера Касселя удачно дополнен небольшой, но очень важной для фильма ролью Мишеля Буке (1925-2022), сыгравшего циничного отца мужа Элен.
Александр Федоров, киновед
Перед тем, как опустится ночь / Juste avant la nuit. Франция, Италия, 1971. Режиссер и сценарист Клод Шаброль (по роману Эдварда Атия «Тонкая грань»). Оператор Жан Рабье. Актеры: Стефан Одран, Мишель Буке, Франсуа Перье, Анри Атталь, Жан Карме, Анна Дукинг и др. Премьера: 31 марта 1971. 0,3 млн. зрителей (Франция).
В этой психологической драме Мишель Буке (1925-2022) играет мелкого буржуа Шарля, у которого всё вроде бы в полном порядке: неплохой бизнес, элегантная и верная жена (Стефан Одран), симпатичные дети, уютный дом, хороший давний друг (Франсуа Перье). Но вот беда – именно жена этого друга становится любовницей Шарля и именно ее он душит в постели…
А далее непревзойденный знаток «скромного обаяния буржуазии» Клод Шаброль (1930-2010) ставит перед персонажами своего фильма непростые вопросы: Как жить дальше человеку, совершившему убийство? Признаться в этом или затаиться? Можно ли простить любимому человеку или другу измену и преступление? И что делать любящей жене, если муж, он же – совестливый убийца, хочет пойти с повинной в полицию?
Замечательный актер Мишель Буке ведет здесь свою партию психологически очень тонко. Нигде не впадая в гротеск или в мелодраматизм, он медленно, словно по рецептам Достоевского, погружает зрителей в ситуацию ощущения вины и неотвратимости исповеди…
Александр Федоров, киновед
(текст из проекта «Клод Шаброль»: по волнам моей памяти», продолжение следует)