Найти в Дзене
Строительный мир

Мнение: уровень импортозамещения в энергомашиностроении остается низким

Тема импортозамещения в промышленном комплексе на фоне беспрецедентного санкционного давления на Россию в 2022 году вышла на первый план. Энергомашиностроение в этом плане не стало исключением. Хотя определенная работа в данном направлении велась еще с 2014-го. Были достигнуты некоторые успехи. Например, АО «Силовые машины» при поддержке Минпромторга РФ реализует программу возобновления производства полностью российских энергетических газовых турбин средней и большой мощности ГТЭ-65 и ГТЭ-170. Последние компания планирует выпускать на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) — по восемь штук в год, начиная с 2025-го. А «Ростех» за аналогичный период с 2024-го намерен производить в Рыбинске по две газовые турбины ГТЭ-110М. Однако, несмотря на проделанную работу, уровень импортозамещения в энергомашиностроении пока очень низкий. Еще многое предстоит сделать. Проблем в отрасли предостаточно. Экономические санкции в этом плане крайне болезненно ударили по проектам в области возобновляемых

Тема импортозамещения в промышленном комплексе на фоне беспрецедентного санкционного давления на Россию в 2022 году вышла на первый план. Энергомашиностроение в этом плане не стало исключением. Хотя определенная работа в данном направлении велась еще с 2014-го. Были достигнуты некоторые успехи.

Например, АО «Силовые машины» при поддержке Минпромторга РФ реализует программу возобновления производства полностью российских энергетических газовых турбин средней и большой мощности ГТЭ-65 и ГТЭ-170. Последние компания планирует выпускать на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) — по восемь штук в год, начиная с 2025-го. А «Ростех» за аналогичный период с 2024-го намерен производить в Рыбинске по две газовые турбины ГТЭ-110М.

© pxhere.com
© pxhere.com

Однако, несмотря на проделанную работу, уровень импортозамещения в энергомашиностроении пока очень низкий. Еще многое предстоит сделать. Проблем в отрасли предостаточно. Экономические санкции в этом плане крайне болезненно ударили по проектам в области возобновляемых источников энергии.

Уход иностранных компаний особенно негативно отразился на ветряной энергетике (на солнечную энергетику санкции оказали меньшее влияние), о чем в комментарии нашему каналу рассказал Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов.

«Несмотря на то, что в данный момент в России работает более 50 предприятий, производящих оборудование для энергетики, в том числе — турбины, энергоблоки и другие агрегаты для российского ТЭК, уровень импортозамещения в сегменте остается по-прежнему низким. Например, в производстве газовых турбин зависимость от ушедших с российского рынка вендоров составляет 70%, в альтернативной энергетике — полное отсутствие собственных ветроэнергетических установок (ВЭУ) мультимегаваттного класса».

Сегодня по сути, после ухода Vestas, Enel и Fortum, занимавшихся развитием ветроэнергетики в России, на этом рынке в стране осталась лишь одна крупная компания — структурное подразделение Росатома «НоваВинд», производящая генераторы, гондолы, ступицы и системы охлаждения для ветроустановок. Можно назвать еще «ВетроСтройДеталь», которая изготавливает башни для ВЭУ.

В целом, как замечают эксперты, ситуация непростая, но трагичной назвать ее нельзя. К тому же, несмотря на все сложности, в России теперь будет развиваться собственная ветроэнергетика. В частности, «Юматекс» (управляющая компания дивизиона «Перспективные материалы и технологии» Госкорпорации «Росатом») планирует наладить производство лопастей для ветроустановок. Упомянутые выше «Силовые машины» и «Татнефть» также нацелены на разработку собственного оборудования для ВЭС. Изготовлением различных компонентов готовы заниматься и более мелкие игроки.

© pxhere.com
© pxhere.com

Как отметил Олег Шевцов, основные задачи импортозамещения на сегодняшний день — наладить производственные партнерские отношения с представителями дружественных государств или находить любые другие законные пути получения технической документации с целью создания собственных производств.

Только так возможно достичь заявленных амбициозных целей — увеличение до 15% доли РФ на глобальном рынке энергомашиностроения к 2035 году. Хотя при отсутствии технологического суверенитета и с учетом того, что доля всех производимых энергоблоков должна только на 40% содержать зарубежные компоненты, сделать это будет очень непросто.