Молитва или медитация на образ Божества.
Есть наверное четыре способа молитвы или четыре уровня восприятия в зависимости от состояния сознания.
Самый первый уровень - когда обращаясь к Божествам мы просим. Мы знаем, что есть кто- то, кто превосходит нас, от кого зависит наше существование. Мы говорим: помоги, спаси, дай, защити и т.д.
Следующий уровень - мы благодарим.
Мы понимаем, что все что мы имеем - благодаря другим, наше существование зависит от других.
Более высокий уровень молитвы и медитации - это восхваление. Когда мы во внешнем объекте видим благие качества, которые необходимы для духовного преобразования, просветления.
Мы видим объект, наделяем его качествами, которые необходимы для просветления, и восхваляем эти качества. Это те качества, к которым мы стремимся, они как нравственные ориентиры. Поэтому такое огромное количество Божеств, напоминающих нам о методе духовного преобразования. Мудрость, сострадание и другие качества, то есть восхваляются качества просветлённого ума и те, кто этими качествами обладает и уже реализован.
И самый глубокий уровень молитвы и медитации - отождествление.
Обращаясь к внешнему объекту, видя в нем те или иные качества , восхваляя их, мы приходим к тому, что этот внешний объект растворяется в нас. Все божества которых мы видим, напоминают нам о нашей просветленной природе, к которой мы через внешний объект и обращаемся, пробуждая эту природу в себе.
Существует огромное количество текстов восхваления, перечисления качеств божеств. Хануман Чалиса, например. Многие тексты астрологи рекомендуют для гармонизации энергии планет. Считается, что ретриты с многократным повторением текстов восхваления тех или иных Божеств даруют неисчеслимые блага. Например, 12-часовая практика начитывания Восхваления 21 формы Зеленой Тары.
Все ритуалы и обряды, когда мы обращаемся к Божествам, помогают нам осознать в себе божественную природу, дисциплинируют наш ум. Медитация и йога помогают преодолеть двойственность, трансформировать омраченный ум, работать с энергией. Ведь например преобразование гнева в терпение - это работа с энергией.
В индуизме при совершении пуджи, происходит медитация на образ (мурти) - это созерцание божественного присутствия в самом себе, осознавание себя живым храмом и вместилищем Божества. Свет Божества наполняет анахата чакру, а затем и все тело. А когда практикующий чувствует, что сам стал этим светом, растворился в нем, тогда он переносит этот внутренний свет наружу, наполняя им внешний обьект поклонения, мурти. То есть переносит божественную силу в образ. А уже после совершения всех подношений происходит висарджана, когда практикующий из мурти вдыхает обратно в себя силу божественного присутствия.
В буддизме есть практика Авалокитешвары (Бодхисаттва Авалокитешвара являет качество сострадания, у меня есть большая статья на эту тему).
Основная часть практики состоит из созерцания Самопорождения (когда мы представляем себя в образе Авалокитешвары). И это не просто очень подробная визуализация, эта техника, направленная на глубинное переживание, чувства и ум настраиваются на восприятие объекта. Можно сказать, что созерцание является способом познания. Практикующий приходит к переживанию, когда нет никакой разницы между медитирующим и объектом медитации. Практикующий возникает в полном облике Авалокитешвары с тысячью рук и ощущает, что является Божеством.
Визуализация себя как Божества применяется для устойчивого восприятия себя как просветлённого существа. Тогда восприятие себя основывается не на обычной омрачённой личности, а на новой идентичности - божественной идентичности и, соответственно, божественном понимании всех явлений.
Молитва или медитация на образ Божества
18 сентября 202318 сен 2023
54
3 мин