Найти тему
Мария Шивади

Сферы накопления заслуг. Медитация.

Медитация.

В предыдущих постах я рассматривала сферы накопления заслуг  - дарение и нравственность.

Третьей сферой накопления заслуг является медитация (bhāvanā). Существует два вида медитации: медитация саматхи (сосредоточения) (samatha·bhāvanā) и медитация випассаны (прозрения) (vipassanā·bhāvanā).

В терминах нужно разобраться. Речь идет об учении Будды. Саматхи и Випассана тут означают два вида медитации. Тогда как обычно под словом випассана мы подразумеваем ретрит, на котором практикующие  молчат, медитируют и кушают один-два раза за день))), а слыша слово самадхи мы вспоминаем про восемь ступеней йоги и высшую ступень – результат медитации, растворение и единство. Не нужно путать эти понятия. Давайте теперь подробно.

Медитация саматхи.

Целью медитации саматхи является развитие сильного и мощного сосредоточения (однонаправленности ума) на  одном объекте: либо сосредоточения доступа, либо сосредоточения поглощения. Сосредоточение поглощения также называется джханой.

Развитие джханы с  целью познания конечной истины путём практики медитации прозрения - характерно только для Учения Будды. Потому что практика медитации прозрения присуща только Учению Будды.

Будда приводит сорок объектов медитации саматхи:

• Десять касин: касина земли, воды, огня и ветра; касина иссиня-чёрного, желтого, красного и белого цветов, касина света и касина пространства.

• Десять непривлекательностей: десять видов трупов, например, распухший труп, синевато-серый труп и  скелет (созерцание трупа на различных стадиях разложения).

• Десять памятований: например, памятование о  Будде, Дхамме и Сангхе, памятование о смерти, созерцание тридцати двух частей тела и осознанность к дыханию (ān·āpāna·ssati).

• Четыре божественные обители (безграничные состояния ума) (Brahma·vihāra): доброжелательность (mettā), сострадание (karuṇā), сорадование (muditā) и уравновешенность(upekkhā).

• Четыре нематериальных объекта: сфера безграничного пространства, сфера безграничного сознания, сфера отсутствия всего, сфера ни восприятия, ни не-восприятия.

• Одно восприятие: восприятие отвратительности в еде.

• Одно определение: медитация на четыре элемента.

С  помощью некоторых из  этих объектов медитации можно развить только сосредоточение доступа. Однако многие из  вышеперечисленных объектов, например, касина и осознанность к дыханию, позволяют достичь как сосредоточения доступа, так и сосредоточения поглощения. Сосредоточение доступа — это очень близкое к джхане состояние, а сосредоточение поглощения — это и есть сама джхана.

Четырёхфакторная и пятифакторная джханы.

Будда выделяет два вида джхан: четырёхфакторную джхану и пятифакторную джхану. В суттах Будда обычно говорит о четырёхфакторной джхане. Например, в сутте «Маха Сати Паттхана» Он описывает Правильное сосредоточение  как четырёхфакторную джхану.

В Абхидхамме Будда упоминает только пятифакторную джхану. Разница состоит в  количестве факторов джханы. В первой джхане присутствуют пять факторов:

1) направление; 2) удержание; 3) восторг; 4) счастье; 5) однонаправленность.

Для достижения второй четырёхфакторной джханы практикующему необходимо отбросить первые два фактора: направление и  удержание (ума на  объекте медитации). Таким образом, во  второй четырёхфакторной джхане остаются лишь три фактора: восторг, счастье и однонаправленность. Однако некоторые практикующие не  в  состоянии сразу же преодолеть и направление, и удержание. Поэтому сначала они отбрасывают направление, и у них остаются только четыре фактора: удержание, восторг, счастье и однонаправленность. Это и есть вторая пятифакторная джхана. Затем практикующие отбрасывают удержание, и  у  них остаётся лишь три фактора: восторг, счастье и однонаправленность. Это будет третья пятифакторная джхана, которая совпадает со второй четырёхфакторной джханой.

Низшая медитация саматхи.

Если до или после сознания джханы ум связан с  чем-то плохим, то медитация будет низшей. Например, один человек может медитировать в  силу обычая, традиции или религиозных убеждений. При этом другой может практиковать медитацию саматхи, руководствуясь желанием иметь хорошую репутацию и  быть уважаемым, или потому что медитация вошла в  моду. А  кто-то может обучаться медитации саматхи даже из-за страха осуждения. Или у практикующего нет достаточно компетентного учителя, или он занимается не регулярно. И даже если практикующему удалось достичь джханы, неблагое сознание, например, гордыня, всё равно может появиться. В результате чего он будет свысока смотреть на тех, у кого пока ещё нет особых успехов в практике. Он даже может начать хвалиться своими достижениями, чтобы произвести впечатление на окружающих.

Высшая медитация саматхи.

Если до или после сознаний джханы ум связан с чем-то хорошим, то практика медитации считается высшей. Например, человек может практиковать медитацию саматхи ради достижения джханы для практики прозрения. Его учитель достаточно компетентен, а нравственность является фундаментом его медитации. Он регулярно занимается и  относится к  своему объекту медитации с тем же уважением, что и к своему учителю по медитации. Когда же его покидает энтузиазм, расстроенный, он всё равно стремится преодолеть свою апатию.

Медитация прозрения.

Только после того, как практикующий развил достаточное сосредоточение, лишь после этого можно приступать к практике медитации прозрения. Существует два вида медитации прозрения.

Мирское прозрение. Объектом этой практики являются конечная материя и  конечный ум, Благородная истина о  страдании и  Благородная истина о  происхождении страдания.

Сверхмирское прозрение. Объектом этой практики является Ниббана, Благородная истина о прекращении страдания.

Практике сверхмирского прозрения предшествует практика мирского прозрения.

Объекты практики прозрения.

В  суттах Будда обычно говорит о  пяти совокупностях, подверженных цеплянию, как об объектах практики прозрения:

1) материя как совокупность, подверженная цепляни;

2) чувство как совокупность, подверженная цеплянию;

3) восприятие как совокупность, подверженная цеплянию;

4) формации (ума) как совокупность, подверженная цеплянию;

5) cознание как совокупность, подверженная цеплянию.

Совокупность материи — это то же самое, что и конечная материя, а четыре умственные совокупности — это конечный ум. Таким образом, чтобы понять и увидеть конечные ум и материю, нам необходимо понять и увидеть пять совокупностей, подверженных цеплянию.

Будда объясняет их значение в сутте «Кхандха».

Монахи, что такое пять совокупностей, подверженных цеплянию?

1. Монахи, любая материя  — прошлая, будущая или настоящая, внутренняя или внешняя, очевидная или утончённая, низшая или возвышенная, далёкая или близкая, с пороками и склонная к цеплянию — называется совокупностью материи, подверженной цеплянию.

2. Монахи, любое чувство  — прошлое, будущее или настоящее, внутреннее или внешнее, очевидное или утончённое, низшее или возвышенное, далёкое или близкое, с пороками и склонное к цеплянию — называется совокупностью чувства, подверженной цеплянию.

3. Монахи, любое восприятие — прошлое, будущее или настоящее, внутреннее или внешнее, очевидное или утончённое, низшее или возвышенное, далёкое или близкое, с пороками и склонное к цеплянию — называется совокупностью восприятия, подверженной цеплянию.

4. Монахи, любые формации (ума) — прошлые, будущие или настоящие, внутренние или внешние, очевидные или утончённые, низшие или возвышенные, далёкие или близкие, с  пороками и склонные к цеплянию — называются совокупностью формаций (ума), подверженной цеплянию.

5. Монахи, любое сознание — прошлое, будущее или настоящее, внутреннее или внешнее, очевидное или утончённое, низшее или возвышенное, далёкое или близкое, с пороками и склонное к цеплянию — называется совокупностью сознания, подверженной цеплянию.

Всё это называется пятью совокупностями, подверженными цеплянию.

Пять совокупностей, подверженных цеплянию, обладают тремя характеристиками:

1. Характеристика непостоянства (anicca). Пять совокупностей возникают и  исчезают, и  подвержены изменению, а  значит, они непостоянны.

2. Характеристика страдания (dukkha). Будда говорит о  трёх видах страдания:

-  Страдание, вызванное болью, относится к  совокупности чувства. Это неприятные телесные ощущения и умственные переживания.

-  Страдание, вызванное непостоянством, также касается совокупности чувства. Однако здесь речь идёт уже о  приятных чувствах, которые подвержены изменению и  поэтому являются причиной страдания.

- Страдание, вызванное формациями, относится как к  совокупности чувства (к  нейтральному чувству), так и к остальным четырём совокупностям, поскольку, возникнув, они тут же исчезают.

3. Характеристика безличности (anatta) относится ко  всем пяти совокупностям. Поскольку они возникают, исчезают и подвержены изменению, они являются страдательными, а значит, не обладают неизменной сущностью.

Целью видения и знания этих трёх характеристик, свойственных пяти совокупностям, является достижение знаний прозрения.

Знания мирского прозрения знают и видят пять совокупностей, подверженных цеплянию, и  их причины. Сверхмирские знания знают и  видят Ниббану.

Практика медитации прозрения может быть как низшей, так и высшей. Я не буду подробно останавливаться, тут аналогично с медитацией саматхи.

Лишь когда мы познаем и  поймём Ниббану, только тогда мы по-настоящему познаем и поймём Четыре благородные истины. А именно:

1. Благородная истина о страдании. Мы познаем и увидим пять совокупностей, подверженных цеплянию, другими словами, конечную материю и конечный ум.

2. Благородная истина о происхождении страдания. Мы познаем и поймём зависимое возникновение пяти совокупностей, подверженных цеплянию. То есть мы узнаем и увидим, как неведение, волевые действия, жажда, цепляние и существование кармической потенциальной возможности дают толчок развитию связующего сознания (перерождения), ума-материи, шести сфер органов чувств, контакта и чувства. Мы увидим развитие этого процесса в прошлых жизнях, вплоть до настоящей жизни, и, может быть, даже в будущих жизнях.

3. Благородная истина о прекращении страдания. Мы познаем и увидим прекращение пяти совокупностей, подверженных цеплянию, что и является Ниббаной.

4. Благородная истина о  пути, ведущем к  прекращению страдания. Мы познаем и поймём Благородный восьмеричный путь, объектом которого является Ниббана:

1) Правильные воззрения.

2) Правильные устремления.

3) Правильная речь.

4) Правильные действия.

5) Правильные средства к жизни.

6) Правильные усилия.

7) Правильная осознанность.

8) Правильное сосредоточение.

В  сущности, познать и  понять Ниббану  — это самое грандиозное, что может произойти в жизни, потому что это означает, что конец страданиям.