Найти тему

О творчестве художника Павла Андреевича Федотова и его огромном значении в русском искусстве.

4,8K прочитали

Значение Павла Андреевича Федотова в русском искусстве огромно. Его творчество положило начало новому этапу в развитии бытового жанра. В полотнах Федотова русское общество увидело свою ничем не приукрашенную жизнь, рассказанную искренне, правдиво и удивительно ярко.

Автопортрет, Павел Андреевич Федотов, 1848, 40.1×32.2 см
Автопортрет, Павел Андреевич Федотов, 1848, 40.1×32.2 см

Страницы биографии Федотова скромны. Он родился в 1815 году в Москве в семье мелкого чиновника, отставного военного, который провел много лет в екатерининских походах. Впечатления детства - московское захолустье, незатейливый, суровый в своей бедности быт. Эта жизнь приучала видеть жизнь всерьёз, пристально всматриваться в людей и во все повседневные мелочи. Сам он рассказывал о своём детстве:

"Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования".

Отец хотел видеть сына офицером. В 1826 году Павел был отдан учиться в Московский кадетский корпус, где обнаружил незаурядные успехи, и в 1833 году окончил корпус первым. Молодой офицер уезжает служить в Петербург в лейб-гвардии Финляндский полк.

Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой), Павел Андреевич Федотов,1837, 26.5×21.4 см
Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой), Павел Андреевич Федотов,1837, 26.5×21.4 см

Десять лет провел в полку. Честный, прямой, веселый, он стал желанным участником дружеских собраний. Он пел, сочинял стихи, иногда брался за карандаш, чтобы набросать смешную карикатуру или зарисовать чей-нибудь портрет. Его юмор помогал ему улавливать забавное. Рисование развивало природную одаренность Федотова. Он видел множество характерных, выразительных сцен и спешил закрепить их на бумаге.

П.А.Федотов, "Бедной девушке краса - смертная коса", ГТГ
П.А.Федотов, "Бедной девушке краса - смертная коса", ГТГ

В 1837 году Федотов в свободные дни стал ходить учиться рисовать в вечерние классы при Академии художеств, находившейся по соседству с казармами его полка. В Академии Федотов нашёл в К.П.Брюллове и заботливого старшего товарища и взыскательного наставника. Он вспоминал, как Брюллов после первого успеха картин Федотова говорил ему:

"Я от вас ждал - всегда ждал, но вы меня обогнали..."

Такое благословение Брюллова значило очень много для художника.

Все холера виновата!
Павел Андреевич Федотов
1848, 32.8×38.2 см
Все холера виновата! Павел Андреевич Федотов 1848, 32.8×38.2 см
"Моего труда в мастерской, - говаривал Федотов, - только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза, мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать".

Эти зарисовки - настоящие шедевры лаконичных, но необыкновенно метких характеристик.

Молодой человек с бутербродомПавел Андреевич Федотов1849, 29.5×12.3 см
Молодой человек с бутербродомПавел Андреевич Федотов1849, 29.5×12.3 см

Вот например этюд "Молодой человек с бутербродом". Жеманный светский франт в кокетливо надетом набок цилиндре захвачен художником врасплох - в тот момент, когда он закусывает, набив полный рот. Фигура получилась необыкновенно комичная. Выразительность наброска здесь зависит от живо схваченных мимики, жеста, позы, одежды молодого человека.

"Многому бы народ научил, да цензура мешает..." - записал однажды Федотов в своём дневнике, определяя для себя цели своего творчества. Он мечтал создать серию "Нравственно-критические сцены из обыденной жизни". Серия эта сохранилась в рисунках, очень разнообразная по содержанию. Каждая картинка снабжена заголовком и подписью, содержащей краткий диалог между действующими лицами сцены.

Невеста с расчетом:"Всё это хорошо! А сколько у вас душ крестьян?"Павел Андреевич Федотов 1849, 29.1×21 см
Невеста с расчетом:"Всё это хорошо! А сколько у вас душ крестьян?"Павел Андреевич Федотов 1849, 29.1×21 см

Саркастически звучит сцена объяснения в любви старика сановника, прерванного вопросом расчетливой невесты:"Всё это очень хорошо! А сколько у вас душ крестьян?"

Павел Андреевич Федотов, Квартальный и извозчик:"Ах братец! Кажется кошелёк дома забыл", 1849, 32.2×21 см
Павел Андреевич Федотов, Квартальный и извозчик:"Ах братец! Кажется кошелёк дома забыл", 1849, 32.2×21 см

Нет, не выставлю. Не поймут! Павел Андреевич Федотов. Рисунки, 1849, 34.6×21.3 см
Нет, не выставлю. Не поймут! Павел Андреевич Федотов. Рисунки, 1849, 34.6×21.3 см

Ветреные красавицы, кутилы и картежники, простой городской люд, офицеры, самодовольные вельможи и подобострастные мелкие чиновники, дети и взрослые, обманщики и "непризнанные гении" проходят по листам "Нравственно-критических сцен..."

Федотов сумел возвысить бытовой сатирический жанр до степени глубокого социального обобщения.

К концу 40-х годов Федотов решил начать работу масляными красками. Он задумывает несколько сложных картин на бытовые темы. Первая написана в 1846 году. Это "Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик".

Павел Андреевич Федотов  (1815 — 1852)"Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", 1846. Холст, масло, 48,6 х 42,8 см. Третьяковская галерея, Москва
Павел Андреевич Федотов (1815 — 1852)"Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", 1846. Холст, масло, 48,6 х 42,8 см. Третьяковская галерея, Москва

Мелкий чиновник получил первый орден. В маленькой комнатке был устроен по этому случаю пир. Наутро после попойки "свежий кавалер", едва успев накинуть на плечи халат, уже нацепил на грудь орден и горделиво, с невыразимым самодовольством на лице указывает на него кухарке. Кухарка не проникается и в насмешку над его тщеславием показывает ему стоптанные, дырявые его сапоги. Горделивая поза чиновника нелепа в обстановке внутреннего беспорядка. Комнатка наполнена вещами, которые разъясняют нам мельчайшие детали ситуации. Тут и остатки вчерашней пирушки и всякий сор на полу, брошеннный на пол роман Фаддея Булгарина, гитара с порванными струнами, прислоненная к стулу, на котором висят сюртук и подтяжки. Под потолком видна клетка. Потягивается пробудившаяся кошка.

(❗️ Найдите в картине собутыльника чиновника).

Автор как будто случайно заглянул в комнату, где его никто не ждал. Жизнь мелкого чиновника не богата ни благами, ни радостями, мысли не идут дальше устройства своей карьеры.

Затем была написана картина "Разборчивая невеста", 1847, сюжетом для которой послужила известная крыловская басня.

Павел Федотов Разборчивая невеста1847.
Павел Федотов Разборчивая невеста1847.

В следующем году Федотов заканчивает свою новую картину "Сватовство майора", 1848 - полотно, которое по глубине замысла и по мастерству превосходит предыдущие работы.

Павел Андреевич Федотов  (1815 — 1852)"Сватовство майора", 1848 годХолст, масло, 58,3 х 75,4 смТретьяковская галерея, Москва.
Павел Андреевич Федотов (1815 — 1852)"Сватовство майора", 1848 годХолст, масло, 58,3 х 75,4 смТретьяковская галерея, Москва.

На картине изображёна парадная комната в купеческом доме. В доме переполох: явился, хотя и жданный, но все-таки всполошивший всех гость - офицер. Все засуетились. Сам хозяин, длиннобородый купец, старается застегнуть непривычный сюртук, готовясь принять необыкновенного гостя.

Фрагмент  картины "Сватовство майора"
Фрагмент картины "Сватовство майора"

В середине сцены всполошившаяся, жеманящаяся дочка пытается убежать из комнаты. Мать удерживает её, хватая за оборки платья.

Фрагмент картины "Сватовство майора"
Фрагмент картины "Сватовство майора"

Сзади суетятся слуги и приживалки, накрывая на стол. На самом переднем плане - кошка. Она умывается лапкой, как говорят "намывает гостей".

Фрагмент картины "Сватовство майора"
Фрагмент картины "Сватовство майора"

За дверьми справа дожидается и виновник всего переполоха - бравый майор. В парадном мундире, лихо подбоченясь, он крутит длинный ус. Сюжет для того времени был весьма актуален. Купец решил породниться с дворянином. Дворянин, промотавшийся офицер, тоже не против брака. Для него это "поправка обстоятельств". Он женится на деньгах купца, идущих в приданое за его дочерью. Такая брачная сделка выгодна для обеих сторон. При помощи свахи, которая стоит в дверях комнаты, спрашивая, не пора ли войти майору, дело сделано - майор явился свататься.

Картина захватывает нас как очень увлекательный рассказ. Каждая мелочь в картине имеет свой смысл, в ней нет ничего случайного. Чтобы картина была понятнее, Федотов снабдил её стихотворением:

"Вот сам хозяин купец,

Денег полон ларец.

Есть, что пить и что есть...

Уж чего ж бы ещё.

Да взманила, вишь, честь:

"Не хочу, вишь, зятька с бородою!..

Мне по крайности дай хоть майора..."

Дочка в жизнь, в первый раз

Как боярышня у нас,

Ни простуды не боясь,

Ни мужчины не страшась,

Плечи выставила напоказ -

Шейка чиста,

Да без креста...

И вот извольте посмотреть,

Как наша пташка сбирается улететь;

А умная мать

За платье её хвать!

И вот извольте посмотреть,

Как в другой горнице

Грозит ястреб горлице, -

Как майор, толстый, бравый

Карман дырявый,

Крутит свой ус:

Я, дескать, до денежек доберусь!

И психологически и социально картина глубока и содержательна. Тема картины - брак по расчёту. Успех "Сватовства" был громким. На академической выставке 1848 года около неё теснились толпы зрителей. Федотов был избран академиком. Имя его гремело по Петербургу.

"Завтрак аристократа", 1849-1850 Холст, масло, 51 х 42 см. Третьяковская галерея, Москва                                      П.А.Федотов
"Завтрак аристократа", 1849-1850 Холст, масло, 51 х 42 см. Третьяковская галерея, Москва П.А.Федотов

В "Завтраке аристократа" изображен молодой русский барин в изящной домашней одежде, окруженный дорогими вещами, однако дошедший до того, что ему приходится довольствоваться куском чёрного хлеба. Собачонка залаяла, предупреждая о приходе гостя, и смущенный барин торопливо прикрывает книжкой злополучное свидетельство отсутствия денег. Смешная бедность! Аристократ считает неприличным есть сухой хлеб.

П.А.Федотов. "Ах, папочка, как тебе идет чепчик!", 1849 , 31.2×21.4 см
П.А.Федотов. "Ах, папочка, как тебе идет чепчик!", 1849 , 31.2×21.4 см

Г.А.Недошивин в своём биографическом исследовании жизненного пути Федотова пишет, что художнику не повезло в личной жизни. Общительный, нуждающийся в теплом человеческом участии, страстно жаждавший женской ласки, он прошёл по жизни "одиноким зевакой". Его тянуло к образам детей. Понятна его замечательная картина "Вдовушка". Сохранилось несколько вариантов этой картины, отличающихся лишь в деталях.

ВдовушкаХолст, масло. 57 x 44 смГосударственная Третьяковская галерея,Федотов Павел Андреевич1815 - 1852
ВдовушкаХолст, масло. 57 x 44 смГосударственная Третьяковская галерея,Федотов Павел Андреевич1815 - 1852

Молодая вдова стоит, облокотившись на комод, в своей опустевшей спальне. Покойный муж оставил ей в наследство только долги, и кредиторы описали все имущество. Грустная тишина стоит в комнате. Горит одинокая свеча у постели, лежат опечатанные вещи. На комоде, рядом с иконой, портрет мужа в офицерском мундире и лицом Федотова. Вдова беременна.

Портрет Софьи Николаевны Фёдоровой.      Павел Андреевич Федотов, 1850, 18.5×13 см
Портрет Софьи Николаевны Фёдоровой. Павел Андреевич Федотов, 1850, 18.5×13 см

Федотов редко писал на заказ портреты чужих ему людей. Его портретная серия - это в основном знакомые и друзья. Благодаря этому на большинстве портретов мастера лежит печать большой интимности (личного отношения). Их назначение - не украшать стены парадного зала, а стоять на столе и ежедневно напоминать людям черты близкого человека.

Портрет М. И. КрыловойПавел Андреевич Федотов 1851, 33.5×24.2 см
Портрет М. И. КрыловойПавел Андреевич Федотов 1851, 33.5×24.2 см

Портрет архитектораПавел Андреевич Федотов 1849, 19×15 см
Портрет архитектораПавел Андреевич Федотов 1849, 19×15 см

В последние годы жизни близкие знакомые Федотова стали замечать, что художник худеет, ходит задумчивый, что его покинула былая жизнерадостность. Они приписали это тому, что мастер надорвал свои силы бесконечной работой. Но главной причиной по мнению Г.А.Недошивина было то, что Федотов переживал настоящую творческую лихорадку. Замыслы толпились в его голове. Нужно было сделать много и Федотов торопился, гигантской силой воли заставляя себя работать. Федотов хотел счастья людям, жаждал учить их быть лучше и честнее.

Но он не выдержал такого напряжения. В мае 1852 года он сошёл с ума. Его поместили в дом для умалишенных. А в ноябре 1852 года П.А.Федотов скончался в тридцать семь лет, не успев свершить всего, на что был способен.

Источник: биографический очерк "П.А.Федотов", искусствоведа Г.А.Недошивина, 1958

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.