Похоpоны, а затем и поминки, всё прошло, как в кошмаpном сне. И вот Иван сидит в темноте у детской кроватки и с тоской наблюдает, как сладко спит его годовалый сынишка. На стене громко тикают часы, в доме ещё чувствуется запах церковных свечей и одиночества, тяжёлого и невыносимо пронзительного.
Вспомнил, как пришёл за парнишкой в дом своей бывшей жены. На самотканных дорожках развалился огромный серый кот, а Вовка со смехом пытался поймать его за хвост, мелькающий, как маятник от часов.
-Вещи чистые тут, - подала Мария узелок,
-Накормила, днем ему не поспалось, значица рано уснёт...
Завернул сына в одельце и тот притих, а сам постоял, помялся у порога, втайне ожидая, что попросит остаться, но не попросила.
-Спасибо за всё, - выдавил хриплым голосом и шагнул за порог, когда-то родного дома.
Начало
Предыдущая
А сейчас сидел в раздумьях, ведь завтра начинался будний день и нужно будет определить пацана в ясли. Не представлял, как отдаст малого в чужие руки, ведь он ещё и есть то сам толком не умеет. Можно было попросить помощи у бывшей жены и она бы не отказала, он знал это наверняка, но совестно пользоваться её добротой. Особенно после того, что он натворил. Ему ведь было больно и обидно, как Дарья с ним поступила, а какого было тогда ей, его Марии. Кажется Иван только сейчас осознал весь масштаб произошедшего. Жена ждала его с войны, к тому же помогала ещё и несчастной сиротке, а он и она... Хотя чего винить покойницу, это он сам во всём виноват, взрослый же мужик.
Если бы Даша выжила, то они не были бы вместе, не простил бы. Так и Мария, разве может она такое забыть?
***
Вопреки ожиданию, в детском саду всё прошло гладко. Вовка сразу же пошёл на руки пожилой няне, без слез и истерик, а Иван с облегчением пошёл на работу.
Здесь, среди пахнущих смолой и свежестью стружек, пришло успокоение. Рубанок шёл, как по маслу, оставляя после себя светлую и ровную поверхность. Увлёкся и не заметил, как наступил обеденный перерыв.
-На обед пойдёшь? - спросил напарник и наставник в одном лице, Панкрат, мужчина уже в годах, степенный и молчаливый. Он и объяснять то не умел толком, делал свою работу, а Иван наблюдал, так и научился постепенно премудростям столярного мастерства.
-Нет,- аппетита не было совсем и без дела сидеть не хотелось. Покрутил в руках готовую заготовку и придумал..
-Ну, паря, ты и даёшь? - удивился Панкрат, когда вернулся из столовой.
-Красиво? - Иван и сам не ожидал, что с помощью обыкновенного перочинного ножичка получится такой удивительный узор.
-Для кормушки не совсем, - задумчиво почесал в затылке напарник,
-Как-то совестно свиней кормить из такой красоты...А знаешь? - загорелся он,
-Туточки ставни для садика заказали, как раз и подойдёт...
С тех пор и пошло, Панкрат делает, что попроще, а Иван помудренее, с узорами.
Вечером забирал сынишку из яслей и шёл домой, где до поздней ночи опять что-то строгал.
В выходной после зарплаты, в очередный раз появился на пороге дома у Марии. Если раньше приходил без ребёнка, то сегодня прихватил и его.
-Не надобно столько, - она отодвинула половину купюр в сторону,
-Василь подрабатывает, не бедствуем.
-Как они там? Учатся хорошо? - спросил Иван, наблюдая за младшеньким, который носился по дому, как заведенный.
-Алешка молодец, а Василь малость подкачал с учёбой, заботы семейные одолели...
-Что? - не понял Иван. И Мария начала рассказывать, что старший сын подженился, расписались в Загсе и сейчас живут вместе.
-Дивчина хорошая, скромная, дай бог у них всё сладится...
-Что ж свадьбу не сыграли, непорядок, - произнёс Иван и тут же мысленно сам себя одернул,
-Не имеет он права вмешиваться, потерял эти самые права ещё тогда, когда из дома ушёл.
-Лишь бы между собою ладили, - отмахнулась Мария и спохватилась,
-А Вовчик то где?
Мальчонка нашёлся быстро, в горнице добрался до сундука, извлекал оттуда вещи и примерял на себя. Здесь и сарафан, и ребячьи портки, и даже нижнее женское бельё водрузил себе на голову.
-Ой, божечки! - воскликнула Мария и покраснела. Иван же пристрожился, снял с него всё и потащил упирающегося пацана из комнаты.
-Мне тут кое что сделать надобно, присмотришь за мальцом? - попросил он. Мария кивнула и Иван вышел во двор.
Мальчонка вначале затих, рассматривая внимательно малознакомую тетку, но ненадолго, начал елозить, а потом и вовсе подал голос. Мария поднесла его к стене, где в большой деревянной рамке, под стеклом, разместились семейные фотографии.
-Это вот твои братья... - показала фото, на котором застыли в испуге мальчишки. Тогда впервые к ним в деревню приехал фотограф, долго примащивал свою аппаратуру в местном клубе, а потом выдал,
-Внимание, сейчас вылетит птичка, - и пацаны так и замерли с выпученными глазами.
-А вот твой батя, - этот портрет она так и не решилась снять, где запечатлены они оба, вскоре после свадьбы съездили в волость, где и сфотографировались на память. Это единственная, где они вместе. Вначале было желание спрятать подальше, а ещё лучше просто сжечь, но вовремя остановилась.
Мальчонка ткнул пальчиком в яркую картинку, привлекшую его внимание и Мария достала её. Это была открытка от Василия и Елены, поздравляли с 1 маем. Хотя, скорее это всё невестка позаботилась, раньше никому в голову не приходило такое. Сыновья ведь знали, что она не умеет читать...
На дворе послышался стук и Мария выглянула в окно. Иван что-то там приколачивал. Любопытство взяло верх и она вышла на улицу.
Резные, разукрашенные в разные цвета ставни преобразили старенький дом и он заиграл яркими красками.
-Нравится? - спросил Иван и она в ответ только согласно кивнула, не в состоянии выразить свой восторг словами.