Найти тему
Бард-Дзен

Осень, она не спросит… Осенние песни

Большую часть жизни Ирина Левинзон для меня была автором единственной песни. Вот этой. Сегодняшней. Сейчас немного стыдно, конечно, но не удивительно – песня стала классикой как-то отдельно от автора, а с автором меня ни разу в жизни не сводило, ну и… И вот совсем не так давно, уже работая с фестивалем Зеленая карета, я наткнулся на большую подборку песен Ирины Александровны в исполнении Ярославы Максимовских и Ольги Платоновой. Нижайший поклон совсем юной тогда Ярославе и ее педагогу Ольге за настоящее знакомство с потрясающим автором. С той поры я регулярно отыскиваю и слушаю записи этой удивительной поэтессы и барда.

Впрочем, писать о других песнях и объясняться в уже возникшей и все крепнувшей любви к Ирине Левинзон для меня пока преждевременно, да и Осень ее, поскольку написана давно, и известна широко тоже давно, несколько выпадает из моих сегодняшних о ее творчестве представлений. Так что об Осени Ирины Левинзон совершенно отдельный разговор.

Забавная метаморфоза моих представлений о Левинзон еще не завершена, в процессе. Очень хочется и большой текст и большую подборку ее удивительных песен вам предложить, но надо же, чтобы все уже как-то отметаморфозилось. Сегодня я только какими-то предварительными наблюдениями могу поделиться. Они тоже забавны. Я когда начал ее слушать уже в нынешние времена, у меня возникли ассоциации с Юнной Петровной Мориц. И внешние, и, что куда важнее, поэтические. Что-то этакое юнноморицкое в ее текстах звучит – тоже, наверное, думает о себе как о поэтке, с доброй иронией, но в работе над поэтическим словом очень серьезно. И при этом еще и совершенно современный музыкальный язык – добротный, богатый, хорошо аранжированный, яркий. Сегодняшняя песня Ирины Левинзон - это современная авторская песня, не взирая на почтенный возраст автора. А вот в Осени скорее можно услышать почти детскую наивность Якушевой, или добрую игру в наивность Визбора. Вот и не заканчиваются метаморфозы, все никак в отношении её не дометаморфозюсь.

Понятно же – и рост мастерства, и просто жизненный опыт, но все равно в голове с трудом укладывается, что и Осень, и, скажем, Часики на запястье, Ветер или Прачку написал один автор. Редкие авторы так кардинально меняются в течение жизни, что-то ведь даже уже в стартовой ситуации есть такое, что неизменно и узнаваемо навсегда.

Впрочем, это я уже начал нечаянно тот самый текст писать, о котором еще даже пока и не думал, только хотел подумать. Вернемся к Осени, к Осени Ирины Левинзон. Это ведь феноменальная песня, я даже затруднюсь сказать, в чьем репертуаре ее нет. Ну, если говорить об известных исполнителях. Ее даже монстры рок-н-ролла поют в своих концертах! Гарик Сукачев поет, во всяком случае. Какая-то просто бешенная популярность, а вот почему – это довольно сложно объяснить. Ведь Ирина Александровна не из самых популярных бардов. К тому же она очень надолго выпадала из самого движения авторской песни, и вернулась в неё уже будучи профессиональным литератором в очень зрелом возрасте. Ее самой в авторской песне не было лет 30, наверное, а песня, как написалась в 1963 году, так никуда за это время и не исчезала и не уходила.

-2

Скажу честно, творчество сегодняшней Ирины Левинзон мне ближе. И музыкально, и литературно. Но это то, что называется современная авторская песня. Не зря с Ириной Александровной в качестве аккомпаниаторов чаще всего играют именно молодые представители этой самой современной авторской. Но Осень!!! Это такая песня, которую, как мне кажется, никто специально и не учит даже, она приходит к человеку сама и сама же в душе располагается как дома. Послушал – и не заметил, как запомнил целиком, а потом, неожиданно взял, да и сыграл и спел. И сам обалдел – откуда, дескать, знаю! И ведь не так уж много в нашей песенной культуре таких вещей, которые живут с нами сами, без малейших наших усилий. Ну, что-то у Окуджавы, что-то у Визбора, что-то у Суханова – остальное нужно учить, нужно как-то работать, чтобы песня звучала как своя. А Осень Левинзон не настаивает на работе – пой как хочешь, или просто подпевай как хочешь. Очень живая песня, хоть и очень простая. И сказать, что любимая, так ведь и не скажешь . Но что совсем удивительно – те самые любимые сложные, с которыми требуется поработать, никогда не становятся народными. А Осень – совершенно народная песня. И, наверное, она гениальная. И, наверное, именно поэтому.