Найти тему
Книжный Бард

ММКЯ. Что это такое, и что было в этом году

Оглавление

Итоги ММКЯ я подвожу с такой же торжественностью, с которой президенты стран СНГ готовят свои поздравительные речи на Новый год, ловите сводку.

Структура материала будет такая: сначала объясню, что такое ММКЯ, и зачем она нужна, а затем по пунктам раскидаю, чем отметилась ярмарка 2023-го года.

Что такое ММКЯ?

Московская Международная Книжная Ярмарка — главное событие книжной индустрии России. Издательства съезжаются и выставляют новинки и хиты, продают запасы, авторы презентуют новинки, многочисленные журналисты и блогеры ведут тематические сцены.

Как и Продэкспо, подразумевается, что ММКЯ — это событие для оптовиков, которые могут приехать, завязать деловые отношения с издательствами и заключить годовые контракты. Однако со временем мероприятие стало главной тусовкой любителей нагрести книжек подешевле и читаемых ими блогеров всех мастей, а также инструмент продвижения авторов и, с недавних пор, иллюстраторов. Люди едут со всей страны, в том числе просто ради книжной тусовки, в которой, как водится, все друг друга знают и любят (или нет).

-2

ММКЯ-2023 в наблюдениях

Кого не было

Из заметных: не встал, как обычно, огромным стендом Читай-Город, он вообще не приехал, что невиданное событие. Обычно у них шатёр с интерактивными экранами, медведями и шашлыками, а не стенд.

Кто был

Монополист ЭКСМО, вобравший в себя уже весь рынок, занял половину павильона своими 5-6 брендами. У них была самая большая тусовка и перформанс, потому что у них сейчас самые модные авторы. Крупняков МИФ (который тоже ЭКСМО) и Альпину оттащили в другой павильон, по углам. Дальше всё чудесатее: уверенные середнячки, издательства из отдалённых районов нашей необъятной, издательства от университетов, семейные книгопечатные производства, музеи и библиотеки — все они, конечно, стояли, но людей около них было немного, потому что весь движ шёл около упомянутых выше хэдлайнеров.

ЭКСМО в этом году поставил «живые статуи» писателей.
ЭКСМО в этом году поставил «живые статуи» писателей.
И вновь ЭКСМО бьёт по трендам: мало того, что картонная фигура, так и герой из книги с модным азиатским сеттингом. Кайф!
И вновь ЭКСМО бьёт по трендам: мало того, что картонная фигура, так и герой из книги с модным азиатским сеттингом. Кайф!

Потрёпанный выкупленный Попкорн-букс после всех скандалов стоял одиноко, в уличном павильоне рядом с комиксами, почти без ассортимента, но «Лисью нору» гордо поставил (кто в контексте, понимает их проблемы).

Была и здоровенная зона китайской литературы — нововведение этого года — но не как мы с вами любим, с вайбом Монсян Тунсю и маньхуа, а скучная, про фарфор. Повесили красные фонарики, рядом тусовались делегации. Людей около зоны было стабильно много.

Маленькие литературные проекты, кто попробивнее, старались брать самопрезентацией — я этот подход уважаю и активно поддержала их рублём.

Среди таких литературный журнал «Рассказы», выпускающий небольшие томики в мягкой обложке, наполненные произведениями современных российских авторов. Девушка на стенде буквально поймала меня одной фразой: «Хотите, я расскажу о нашем проекте?» — спокойно, экологично, воспитанно, давая возможность ретироваться. Потом она с горящими глазами рассказала о концепции, и именно благодаря этому название журнала есть в статье. Основной прикол в том, что эти рассказы отбирает не редактор, а люди, читатели, купившие более 3-х выпусков — голосованием на электронных ресурсах. А ещё у них можно оформить подписку, как раньше, по почте, что уже воспринимается как фича, а не баг :)

Литературный проект с хорошей самопрезентацией — журнал «Рассказы»
Литературный проект с хорошей самопрезентацией — журнал «Рассказы»

Второй проект, получивший от меня поддержку рублём — комикс «Петля». На стенде стоял сам автор — Денис Оптимисстер, который буквально через половину прохода воскрикнул: «Девушка, девушка, смотрите фокус!» — и показал двойную обложку-перевёртыш. Заперформил, мне понравилось, потому что таких вовлечённых и заряженных ребят на всей выставке было он, да девушка из предыдущего проекта. Хорошо поставленным голосом Денис рассказал мне о комиксе, закончив синопсис фразой «У главного героя только одна проблема. Он мудак», чем покорил моё сердце. Комикс я у него купила и получила забавный авторский рисунок с автографом внутри. Моё уважение!

Комикс Дениса Оптимисстера.
Комикс Дениса Оптимисстера.

Лайнап и паблик-токи

Из лайнапа все внимание досталось Лие Арден, которая приехала из Кореи с презентацией нового цикла, в воскресенье были русские авторы новелл с азиатским сеттингом, был Юрий Николаев, были из молодых Екатерина Звонцова, Саша Степанова, Ирина Котова, Александра Маринина, Арина Цимеринг (и вот последней я признаюсь в любви, но на встречу с ней не попала).

Лие Арден задавали примитивные вопросы по типу «А что для вас книга?». Я хоть и не фанатка и не читала «Мара и Морок», мне всё равно было обидно за поклонников. У вас сидит автор дико хайпанувшего на весь мир фэнтези, ну пусть ей вопросы составит кто-то, кто разбирается в теме! Лия оказалась приятным спикером, хотя и с трудом подбирала интересные ответы.

Лия Арден прилетела из Кореи, чтобы отвечать на базовые вопросы.
Лия Арден прилетела из Кореи, чтобы отвечать на базовые вопросы.

На ММКЯ было заявлено много паблик-токов, но почти все они организованы были из рук вон плохо. Мало мест, плохо слышно спикеров, душно, плюс вся та же вода и примитивные вопросы. За примером далеко не пойду — я развернулась и зашагала прочь, когда услышала вопрос ведущего автору: «Как вам кажется, вернется ли тенденция, когда мы будем брать сказки, мифы, классику и вшивать их в свои тексты так, чтобы читатели этого не замечали?». По сути он спросил «А будет ли литература делаться так, как она делается и делалась всегда?». Ну что тебе на это ответить? Да? Ну, да. Так делается гигантское количество литературы. Возникло ощущение, что в вопрос даже не вникали, а составлял его единоутробный брат-близнец чувака, который писал вопросы Лие Арден.

Из интересного был ещё спецпроект от ЛитРес, подчистую подсмотренный на VK Fest, где лейб VK Records брал желающих из толпы и позволял им записывать треки в полевой студии — вот тоже самое, только с аудиокнигами делал ЛитРес в будке для записи. Ну, что ж, окей. Подсмотрено, но классно.

Сколько всё стоило

Наконец-то ярмарка помогла сэкономить с трудом заработанные тугрики, чего не могу сказать о прошлом Нон-фике — на нём цены местами были выше, чем в магазинах. ММКЯ поставила цены приятные, насколько они могут быть приятны после общего подорожания на отвратительные -дцать процентов по рынку. Средний чек книг 400-850 рублей. Те издания, которые стоят сейчас по 1200 в магазинах, на ярмарке получилось взять за 800.

Итого: мне понравилось, ждём следующее лето, по пути споткнёмся о Нон-фик.

-10