Найти тему
Александр Дедушка

"Что написано пером?.." - письмо к самому себе через 10 лет, о чем оно?

Письмо
Письмо

Проективные задания

Уже в последнем задании предыдущего раздела просматривался проективный контекст, теперь мы переходим к нему непосредственно.

Что имеется в виду под понятием «проективные задания»?

Проективные задания нацелены на построение образа или «проекта» модели собственной личности в будущем. Это будущее может быть неопределенным во времени или ограниченным по срокам, скажем, через 10 лет, - суть не в этом. Главное заключается в попытке проникнуть созданной моделью личности за временную завесу и выстроить необходимые ценностные ориентиры и «паттерны» поведения для достижения этой модели.

Суть «проекта» будущей модели личности – выстраивание определенной системы ценностей. Частью этих ценностей личность уже сейчас может обладать, другая часть может быть достижима только в будущем проекте.

Скажем, в проекте «Я через 10 лет», который мы скоро будем рассматривать, многие рисуют те или иные картины семейной жизни. При этом следует само собой, что те, кто рисуют эти картины, разделяют ценности семейной жизни, желают ее, присматриваются к возможным «половинкам». Это сейчас. Это те ценности, которые уже сейчас наличествуют.

Ценностями, которые служат «приводными ремнями» проекта, являются стремление к любви, желание любить и быть любимым.

И, наконец, в итоге – ценности самой семейной жизни, жизнь в кругу семьи с любимым человеком и детьми.

Таким образом, выстраивается целая последовательность или иерархия ценностей. И эта иерархия является главной в любом проекте. Даже если о ней и не говорится открытым текстом, она все равно подразумевается, оставаясь за скобками.

Главными в этой иерархии являются духовные и нравственные ценности. Духовные ценности – это, пользуясь путевой терминологией, - опоры и маяки, нравственные – указатели и запретные зоны. И уже от «этой печки» «пляшут» все остальные ценности. От того верит ли человек в Бога, в конечное торжество добра, в самого себя, в свою «путеводную звезду» или в удачу зависит главная суть любого проекта будущей модели его личности.

Духовный разрез ценностей всегда является определяющим, но не всегда явно выраженным. Здесь важно научиться разбираться, что стоит за той или иной потребностью, желанием и волевой устремленностью. Это необходимо в первую очередь самому автору домашней работы, а педагогу следует помочь ему это сделать.

Следующим разрезом в практически любом проективном задании является выстраивание образцов, или так называемых «паттернов» поведения. Иными словами, что я должен и чего не должен делать, чтобы достичь тех или иных целей и ценностей. И здесь главную роль начинают играть нравственные побуждения и запреты.

Нравственный разрез, как правило, более выражен, чем духовный, и осознается он лучше. Многие ребята способны сами выстроить цепочку нравственных побуждений и запретов.

Все остальные ценности – эмоциональные, интеллектуальные, творческие, художественные уже производны от духовно-нравственного континуума. О них мы будем говорить в процессе рассмотрения конкретных работ.

Я через 10 лет

Откроем раздел работой с явно обозначенным проективным смыслом. Конкретный срок предполагает временное ограничение выстраиваемых ребятами проекций, так, чтобы они уж слишком не «растекались мыслями по древу» собственного воображения.

Отмечу сразу одну черту, я бы так ее назвал – проективная уверенность. То есть уверенность в верности своего будущего образа. У большинства ребят этой уверенности нет. Кто-то построил его и тут же усомнился в нем. И очень редко можно встретить ту почти пластическую осязательность построенного образа, которая так ярко проявилась в следующей работе:

«Я через 10 лет вижу себя преуспевающей женщиной в счастливом браке по расчету. Может быть, один ребенок.

Я – высокая брюнетка на высоких каблуках; под руку с преуспевающим мужчиной ведем коляску с сыном. Встречаем кого-нибудь из друзей, завязывается разговор, и мы идем посидеть в какой-нибудь кафешке, чтобы пообщаться и вспомнить прошлое…» Ира.

Ребенка-то куда дели?.. Ну, а вообще – удивительно уверенная «прозорливость».

А вот уверенность, но в другом роде. Не во внешних каких-то атрибутах, а в самом главном – внутренних качествах. Это даже поценнее будет.

«Я через 10 лет буду более взрослой и серьезной. Многое изменится. Но в душе я останусь такой же». Настя.

Жаль только, что Настя не пояснила, какие свои душевные качества она считает неизменными.

Однако гораздо более типичны «неуверенные» работы. Вот одна из них, где за внешним юмором скрывается растерянность перед неспособностью выстроить более менее адекватный образ:

«…И я, уже постаревшая, буду сидеть дома, пить чай с бубликами и двумя с половинкой ложками сахара, вспоминать молодость, всех пап моих детей и все остальное.

А если честно – я совершенно не представляю, какой я буду через 10 лет». Алена.

Теперь посмотрим, как в некоторых работах проявился нравственный разрез.

Вот очень характерная ремарка:

«… Думаю, что мой характер изменится в лучшую сторону. Хочу, чтобы мои родные находили терпение воспитывать меня дальше». Настя.

Удивительно осознание смысла воспитательных мероприятий у самого «объекта воспитания».

А вот интересная работа в плане «борьбы мотивов»:

«Кем я буду через 10 лет? Как я буду жить? Где я буду работать через 10 лет? Очень, очень, очень интересный вопрос, но никто не может знать, что произойдет через 10 лет. Но все же я попытаюсь предположить.

Я – крупный бизнесмен, владеющий огромной серью супермаркетов по всему миру, владеющий несколькими нефтепроводами. Мне 24 года, прекрасная красавица жена в возрасте 22 лет любит меня и родила мне красавца мальчика. Родители, бабушка с дедушкой живут на «лазурном берегу» во Франции, где у меня имеется 14 вилл и три огромных особняка.

У меня и у моей жены много друзей, которые помогают в беде. Но все же жить я останусь в Ставрополе разъезжать по его улицам на шикарном автомобиле. Я внесу много денег для того, чтобы Ставрополь не только был краевым центром, но и центром всего Южного федерального округа.

Еще у меня будут по 2, по 3 дома в каждой стране мира, и я буду делать большие взносы в российскую экономику, дабы наша страна процветала. В Ставрополе же у меня будет один огромный дом, но каждые лето и зиму я буду отправляться с семьей в еще более теплые края, чем наш, а в межсезонье буду находиться в своем любимом Ставрополе, и все у меня будет хорошо.

P.S. Намечтал, конечно, много, но всегда надо верить в лучшее». Ваня.

Обратили внимание, коллеги, как у Вани подсознательно происходит постоянная борьба мотивов. Суть этой борьбы можно сформулировать так – оправдание богатства. Несмотря на некоторую гиперболизацию, основной мотив, основная ценность Вани понятна – богатство и материальное преуспевание. Однако он, скорее всего, подсознательно чувствует нравственную ущербность этого мотива и постоянно пытается его «оправдать». Мол, богач, но меценат. Много домов, но вкладываюсь и в российскую экономику. Езжу и живу по заграницам, но и патриот – родной Ставрополь люблю. Обратите внимание, как только Ваня нарисует какую-либо картинку преуспевания, сразу же появляется нечто в виде противовеса.

Но и за это – слава Богу! Согласитесь, друзья, что очень и очень многие не испытывают никакой нравственной потребности в оправдании подобных мотивов жизни.

В развитие этих мыслей приведу еще одну работу, претендующую на истинность в своем обобщении:

«Через 10 лет я мечтаю иметь хорошую семью, работу, мечтаю стать ветеринаром, потому что очень люблю животных и хочу им помогать, лечить их. Но это только мечты. Никто не знает, кто он будет в будущем – бомжом или миллионером, а о хорошей семье и работе мечтает большинство детей России, возможно даже и все».

Работа осталась анонимной, и мы оставим без оспаривания выдвинутый в ней тезис, тем более, что, похоже, он действительно близок к истине.

От чего зависит моя судьба?

В выстраивании проекта собственной личности важно учесть все «факторы влияния». На это и направлено данное задание. Судьбу в таком случае можно рассматривать как некую равнодействующую этих факторов влияния с выделением главного.

Давайте сначала перечислим такие наиболее часто упоминаемые факторы. Итак, судьба зависит:

- от друзей и близких родственников;

- от окружения (район, город, страна);

- от «жизненных поворотов», то есть событий и обстоятельств жизни;

Это общая картина, из которой я пока исключил главный фактор. Большинство ребят считают, что судьба зависит от их самих. На этом фоне абсолютным диссонансом звучат такие фаталистические размышления:

«Все говорят, что твоя судьба зависит от тебя самого, но мне кажется: твоя судьба уже распределена кем-то. Сколько уже было таких случаев, что не хотел, а пошел куда-то, и там случилось что-то страшное.

Наверно, наша жизнь расписана по минутам, может, Богом, а может, еще кем-то». Лена.

От этих раздумий веет не только пессимизмом, но и глубиной, которая, согласитесь, доступна далеко не всем сверстникам Лены. Но вернемся к «оптимистам» - тем, кто считает, что все главное в жизни зависит от них самих. Вот яркий пример, где основные «стадии» судьбы расположены в логической последовательности:

«По моему мнению, моя судьба зависит от меня самой.

Первая стадия моей жизни – детский сад. Там я еще не могла управлять сама своей судьбой.

Вторая стадия моей жизни – школа и следующие учебные заведения. Здесь уже я сама управляю своей судьбой. Я должна хорошо учиться, это нужно мне самой. Если я буду плохо учиться, то мне будет очень тяжело поступить в более высшее заведение, чем школа. От того, как я полностью закончу учебу, зависит смогу ли я работать по специальности, которую выбрала.

Третья стадия – семейная жизнь. Если я выберу себе в мужья какого-нибудь идиота, то и жизнь моя сложится плохо. Поэтому лично я еще повыбираю и когда найду человека, в котором буду уверена и полюблю его, то выйду за него замуж. Родители воспитали меня хорошо, поэтому я своих детей буду воспитывать так же.

Четвертая стадия – это старость. Слово «старость» мне не нравится, мне больше нравится – «человек в возрасте». И вот когда я буду человеком в возрасте, я постараюсь не прекращать свой образ жизнь. Своего мужа я буду любить так же.

Те, кто думают, что его судьба зависит не от него, могут сделать вывод. Лично я убеждена, что моя судьба зависит от меня». Вика.

Ну, коллеги, согласны Вы с Викой? А какой, интересно, должны сделать вывод те, кто не уверены в «собственности» своей судьбы? Жаль, Вика не пояснила. Меня особенно умилила любовь к мужу и в старости. Можно только удивляться уверенности Вики в тех ведущих к этому и зависящих, по ее мнению, от нее самой, факторов: дожить до старости; заиметь мужа; любить его; чтобы муж дожил до старости и, наконец, сохранить к нему любовь. При этом еще мы оставляем за скобками любовь самого мужа. Не многовато ли факторов?.. Впрочем, пожелаем Вике удачи.

Выделим нравственный разрез, который оказался достаточно редким в этом задании. Тем важнее, что некоторые ребята поднимаются и до него:

«Ну, я думаю, что моя судьба зависит прежде всего от моего будущего. Зависит от страны, от моего города, от моих родителей, от родственников, ну, и наверно, самое правильное – от самой меня. Только я могу жить так, как решу и как захочу, хоть в бедности, хоть в богатстве. Никто не запретит мне делать добро и справедливость, т.е. моя судьба зависит только от моего хорошего «Я» и плохого «Я», ведь все мы люди бываем не только хорошими, но и плохими. Так что судьба моя зависит от самой меня». Ира.

Я верю в то, что…

Задание, напрямую выводящее ребят на духовный уровень. Здесь опять применима формула: «Скажи мне, во что ты веришь, и я скажу тебе, кто ты».

Вера – это духовная ценность, которая лежит в самом глубоком фундаменте личности. Именно она определяет ее основные потенции и стремления.

Вера всегда идеальна. Это значит, что она всегда поднимается над обыденной реальностью, являя некие идеальные образцы, к которым человек стремится, даже понимая недостижимость их в абсолютном виде.

И в проективном плане нет ничего более важного, чем вера. Именно она потенцирует личность на действия по достижению того или иного будущего образа личности.

Давая задание, я не имел в виду веру в Бога. Ей у нас будут посвящены задания в третьем разделе. Здесь важно было понять все «производные» веры. И картина получилась довольно интересная.

«Вообще я верю в то, что я однажды проснусь, и мир перевернется. Все вокруг расцветет от счастья, оживится и проснется. На небе будут летать голуби и петь песню о счастье.

Я верю в то, что все вокруг живое. Каждая тропинка, пенек и даже иголочка на елке. Я верю в то, что пройдет дождь и все вокруг расцветет под радугой. Я верю в то, что мои друзья всегда будут со мной. В то, что мы с ними всегда будем вместе. В то, что даже самый несчастливый человек в миру будет счастлив. Для этого необходимы капелька веры и улыбки. И вообще, когда я верю, у меня все получается. Все вокруг расцветает, живет и радуется. Так что верьте и все получится!» Настя.

Эта работа просто квинтэссенция оптимизма. Обратили внимание на конструктивно-проективную функцию веры – «когда я верю, у меня все получается»?

Вот похожая работа, но с более акцентированным нравственным смыслом:

«Я верю в то, что когда-нибудь на всей земле будут мир и гармония!

Я верю в то, что найду свою любовь, у нас будет замечательная семья и двое прекрасных детей.

И еще я верю в то, что все-таки добро навсегда победит зло». Лена.

Здесь прозвучал главный предмет веры многих ребят – любовь. Этому можно только порадоваться, так как в этом мире нет большей созидающей силы, а в нашем контексте – проективной силы:

«Я верю в то, что настоящая любовь не умрет никогда. Любовь – это сильное сердечное чувство. Настоящую любовь не убивают ни разлука, ни расстояние. Для любимого человека отдашь самое дорогое, что у тебя есть. И не думаешь о себе, а думаешь только о его благополучии». Нина.

У Нины прозвучало главное нравственное свойство любви – бескорыстная жертвенность. Но не все считают себя способными приобщиться к такой любви:

«Я верю в то, что существует вечная любовь. Но мне кажется, она меня не коснется. Потому что я естественно способна любить и любить очень долго, но, думаю, не вечно. Но все же своей дальнейшей судьбы я не могу предугадать, ведь все же может быть – может быть, полюблю и навсегда. Хотя я встречала вечную любовь только пока в сериалах и кинофильмах, но, я думаю, что есть и в реальной жизни вечная любовь». Света.

Итак, Света называет еще одно свойство настоящей любви – вечность, по ходу сомневаясь в достижимости такой любви. Давайте пока оставим «про любовь», ей у нас будет посвящена особая глава в третьем разделе, когда будем рассматривать ценности новой российской идеологии.

А напоследок хочу привести, на мой взгляд, самую глубокую работу:

«Я верю в то, что проживу достойную жизнь, найду свою вторую половинку, обрету семью и, может быть, когда-нибудь стану по настоящему хорошим человеком.

Еще я верю в то, что я достойно умру, и меня не раз будут вспоминать хорошими словами». Света.

Конфуций говорил, что одним из признаков благородного человека является его забота о своей доброй памяти в будущих поколениях. Света, ты выдержала этот мини-тест на благородство натуры!..

Я часто мечтаю о…

В этом же году в этой же смене я чуть позже дал похожее задание. Друзья, вы можете сразу предположить, о чем мечтает абсолютное большинство ребят? Только несколько человек совсем не упоминают об этом в той или иной форме. Догадались?..

Если вы подумали, что мечтают о любви, то вы ошибаетесь. Нет, два-три человека о ней пишут. Вот, к примеру, работа Нины, которая уже участвовала в предыдущей «дискуссии» о любви:

«Я мечтаю найти свою вторую половину. Любимого человека, который будет любить меня до самой смерти. А также жить с ним всю жизнь счастливо. Еще я мечтаю умереть с ним в один и тот же год, месяц и день. Это моя самая заветная мечта». Нина.

Нина верна себе…. Однако вернемся к нашему вопросу: о чем же мечтает абсолютное большинство? Не буду Вас томить, коллеги, – абсолютное большинство ребят мечтают, как ни странно, о мире во всем мире и «чтобы не было войны». Удивительный результат, не правда ли?

Я задумался, почему. Ладно, если бы это было послевоенное поколение, пережившее на себе ужасы войны! Но почему наши дети, знающие войну только по книгам и фильмам пишут как под копирку такие слова:

«Я мечтаю о том, чтобы не было войны, все жили в мире и согласии. Чтобы все были счастливы. Потому что при войнах убивают людей, и мир постепенно разрушается.

Большая вероятность, что мое желание не выполнится, но в глубине души я чувствую, что это не так». Ваня.

Это наш многолетний оптимист Ваня, оптимизм которого не изменил ему и в этот раз…

И все-таки. Мне приходит в голову только то, что, видимо, страх войн у всех нас заложен чуть ли не в генах. Наш народ столько настрадался от войн, что это ушло в его генетическую память, передающуюся от поколения к поколению.

Коллеги, может у Вас есть другое, более умное, объяснение?

О чем я мечтаю?

Простите, коллеги!.. Немного порывшись в своих многочисленных талмудах, обнаружил, что год назад в прошлой смене лагеря я давал похожее задание.

Ну, тогда сравним.

Знаете, что получилось? О войне и мире упоминаний тоже много, но на этот раз их действительно сильно теснят мечты о любви. Некоторые работы просто пронзительны по своей искренности и силе чувства. Вот как, например, эта:

«Я мечтаю о любви. О большой, вечной любви. Один раз она только начиналась, но оборвалась по до сих пор непонятной мне причине. Я пережила много горестей и обид. И вот теперь вроде бы я забыла о том, что было. Но мне все равно не хватает любви. Я хочу, чтобы меня полюбил кто-нибудь так сильно, как я когда-то любила. И для себя я решила, что полюблю того, кто полюбит меня. Ведь так будет легче. Я не буду страдать от того, что меня не любит тот, кого я люблю.

Все это только остается в мечтах. Не знаю, сбудутся ли они когда-нибудь…». Наташа.

В одной работе о любви есть интересный нюанс:

«…всем нам на земле мешает одно очень сильное чувство – это любовь. Любовь заставляет людей творить зло, но если это не взаимная любовь. А вот если взаимная любовь, то это самое чудесное на нашей планете». Ира.

Думается, Ира все-таки слишком широко обобщила, пользуясь только своим личным опытом. Если любовь творит зло, то это уже не любовь – пусть она взаимная или не взаимная. Вы согласны со мной, друзья?

А напоследок я оставил работу, которая шокировала меня и тогда, несколько лет назад, когда я ее прочитал, и до сих пор мне чуть не по себе, когда я, вот, набираю ее на компьютере. Судите сами:

«Я специально изменил(а) почерк, чтобы меня никто не узнал по почерку.

Я уверен(а), что у меня у одного(ой) такая мечта. Я хочу, чтобы у меня не было отца. Да, именно у меня такая мечта. Когда об этом узнали мои друзья, они сказали что я дура(к). Потому что мой отец не гулящий, общительный, а получает какие деньги! Но дело не в этом, а дело в том, что я ненавижу, не уважаю своего отца. Образ моего отца – это огромная комната с высоким потолком, твердым полом и крепкими стенами, а еще эта комната пустая, пустая, в ней нет дверей и окон. Все это мой папа. Он в жизни твердо стоит на ногах, но внутри по отношению ко мне он пуст. Он всегда обращался со мной, как с куклой. Он одевает меня, я хорошо питаюсь, у меня на улице кличка «банкирша» или «суперменка», потому что я всегда при деньгах. Но мне не нужно это. Я хочу от него понимания, любви, нежности, а этого никогда от него не получала. Может, причина в том, что у моих родителей до меня был ребенок, который потом умер, но же не виноват(а) в этом.

Я не хочу, чтобы он жил с нами. Я всеми способами пытаюсь выселить его. Ругаюсь с ним. Причем, начинаю с мелочи и раздуваю такой скандал! Я страшно хочу, чтобы он меня ударил или чтобы я ему так надоел(а), что он уйдет сам. Мне неприятно находиться с ним. Когда я дома один(на), мне весело, хорошо, а когда дома он, мне как к горлу подкатывает, и я не могу сказать ни слова. Я ему уже говорил(а), что хочу, чтобы он ушел, а он выйдет, покурит, зайдет и ведет себя как обычно. В общем, рассказывать можно много, но я думаю, что в лагере мне помогут с этой проблемой и, может, осуществить свою мечту я смогу».

Да…. Если б лагерь помог осуществить твою, мечту, осталось бы только застрелиться!..

Ну, а все-таки как вам, коллеги? Думаю, вы, не особо напрягаясь, поняли, что, несмотря на все попытки камуфляжа пола, писала девочка.

Что касается меня, что я считаю, что это тот редкий случай, когда полностью согласен с выводами психоаналитиков, последователей Зигмунда Фрейда. «Эдипов комплекс» в действии – такое резюме, наверно, можно сделать, пользуясь фрейдистской терминологией.

Я хочу (не хочу) поскорее стать взрослым (взрослой), потому что…

Долго думал, какой проективный смысл есть в этом задании. Наверно, если ребенок хочет поскорее стать взрослым, то это хорошо, это говорит о его высоком проективном потенциале, готовности взять на себя ответственность…

Гм, гм?.. Читаю работы и понимаю, что все далеко не так однозначно.

Но пойдем последовательно.

Знаете, какая удивительная картина вышла? Только один человек, да и то с оговоркой, однозначно высказался за взрослость. Вот эта работа:

«Я хочу стать скорее взрослой, чтобы самой принимать решения, делать то, что считаю единственно правильным, необходимым. Но все же детство – эта та пора, в которую уже никогда не возвратишься, и потому я не хочу ускорять этот жизненный процесс.

И, безусловно, необходимо помнить о том. Что на взрослом человеке лежит и большая ответственность». Даша.

Есть дети, которые, еще будучи в раннем детстве, производят впечатление взрослых. Даша как раз из этой категории детей. Ее спокойствие, рассудительность, самоконтроль – тот набор «взрослых инструментов», которыми она уже сейчас с успехом пользуется. Но даже у нее очень точная оговорка об ответственности, с которой, безусловно, связан статус взрослого человека.

На противоположном полюсе есть тоже только один человек, который безусловно выбирает детство:

«Конечно, я не хочу становиться взрослой. Я не понимаю тех людей, кто хочет скорее повзрослеть. Зачем? Вот будет тебе 20-30 лет, разве сможешь ты свободно бегать по клумбам, лазить по деревьям, беситься, дурачиться, стучаться в окна, баловаться по телефону. Конечно можно, но просто тебя не поймут. Вот бегает здоровенная тетка – стучится в окно и убегает – даже вообразить трудно.

Даже, если я сейчас это делаю, меня уже не так понимают, считают, что надо держать себя в руках и скорее повзрослеть. Но зачем??? Ребенку можно все, у него нет никаких обязанностей. Он может с утра до вечера дурачиться, бегать от дождя, а у взрослых очень скучная жизнь. Если б я могла вернуть время назад или хотя бы его остановить.

Но это мечты. Я очень не хочу взрослеть». Алена.

А ведь Аленку отнюдь не назовешь инфантильным ребенком. Она может надеть на себя маску «обезбашенности», но это только маска, за которой всегда проглядывает мудрость и наблюдательность.

Давайте разберемся, что же не нравится во «взрослости» большинству ребят:

- «Взрослые все кошмарно нервные и ограниченные»;

- «… у взрослого человека больше обязанностей»;

- «… придется работать, а я такой ленивый».

Мотивы в принципе понятны.

А вот картинка, безусловно, списанная из настоящего и спроецированная в будущее:

«Когда вырастишь, тебе нужно будет зарабатывать деньги на себя или на семью. Я думаю, что это смысл нашей жизни зарабатывать на семью. Заплату получил, придешь домой трезвый – тебя жена радостно встречает. Дает тебе покушать и уложит спать или отдыхать. А если придешь пьяным, жена встретит тебя с матами и огреет, чем попадет, так, что ты без ее помощи отдохнешь». Игорь.

Теперь аргументы за взрослость:

- «Я могу иметь твердое мнение о происходящем»;

- «… хочу стать взрослой и независимой от старших»;

- «… муж, дети, работа, дом, уют и т.д.»;

- «… огромная ответственность еще раз укрепит мою уверенность в себе, даст мне верный шанс проявить себя как человека».

И все-таки наиболее адекватной является такая проекция, в которой при сознании всех преимуществ и недостатков детства и взрослости остается желание оставить все, как есть, не торопить естественный ход событий. И радует, что многие ребята придерживаются именно такого способа отношения к уходящему детству:

«Помню, когда была маленькой, мне всегда хотелось поскорее, чуть не завтра стать взрослой. Ведь у меня, ребенка, как и у других детей, взрослость выражалась в хождении на дискотеки, в кафе, клубы, бары, в гулянии допоздна и с мальчиками, и почему-то мне хотелось скорее уйти из детского сада и пойти в школу…

Так вот. Достигнув 12-13 лет, я поняла, что все вышеперечисленное (дискотеки, клубы, ночные прогулки) – все это придет само собой, это себе можно вернуть, либо наверстать упущенное, если вдруг что-то пропустил – воздать в любой момент. А вот детство, прекрасное положение ребенка мы себе уже никогда не вернем, как и детскую беззаботность, беспечность, свободу. Как я хочу снова стать малышкой! Чтобы меня на руках носили, регулярно кормили и меняли пеленки!

Поэтому я уже поняла, что маленькой в принципе, быть лучше, тогда я скорее не очень хочу стать взрослой. Ведь взрослой я все равно стану, и я к этому не стремлюсь, а принимаю как должное естественных ход событий». Женя.

Люди, которые приходят мне на ум, когда я думаю о своем будущем…

Проективный потенциал этого задания носит так сказать олицетворено-личностный характер. То или те, на кого ориентируется подросток, выстраивая свои проекции в будущее, являются его референтными лицами, своеобразными проводниками в это будущее. Подражая им, заимствуя их личностные или профессиональные качества, подросток формирует собственную личность.

Что же получается у нас? Чаще всего ребята ориентируются в порядке убывания важности на:

- родителей и близких;

- подруг и друзей;

- профессионалов в различных видах деятельности;

- знаменитостей разного рода.

Первые две категории – это знакомые и близкие люди. Есть соблазн сказать, что ориентация на них – это незрелая проекция, свидетельство неспособности «оторваться» от комфортного личностного окружения. Но это все-таки не совсем так. Нельзя сбрасывать со счетов и нравственный мотив. Ведь ориентация на них говорит о желании быть им полезным, оправдать их доверие, послужить им во благо. Даже если об этом не говорится открыто, это подразумевается, как в этой работе:

«Люди, которые приходят мне на ум, когда я думаю о будущем – это моя семья (мама, папа, брат и бабушка), друзья и все люди, которые мне сейчас дороги. Я надеюсь, что никогда не потеряю и не разругаюсь с моими друзьями, никогда не забуду близких мне людей. Потому что, на мой взгляд, нет ничего лучше преданных друзей и дружной семьи». Света.

Ориентация на профессиональные образцы тоже бывает не всегда адекватной. Большой набор упоминаемых личностей – это еще поиск среди различных вариантов личностного самоопределения:

«Людей, приходящих ко мне на ум, когда я думаю о будущем много. Иногда я представляю себе Рождера Уотерса из «Пинк Флойда», Вячеслава Бутусова или Кинчева. Иногда ко мне приходят образы Бекхэма, Батистуты и Скоулза. Изредка я думаю о Сократе, Аристотеле и Эзопе. Бывает, в мечтах моих появляются учителя и врачи и еще многие темные личности.

Все они олицетворяют во мне различные профессии. Все они мне нравятся, но не все мечты исполнимы. Ведь есть мечты, к которым стремишься (цель), а есть просто мечтания». Вадим.

Обратили внимание на последнюю ремарку? Она свидетельствует о достаточной зрелой проекции, когда отдельные личности берутся в качестве прямых ориентиров, а другие – вспомогательные образы, ценные отдельными близкими качествами.

Письмо к себе через 10 лет

Закончим тем, с чего начали. (Помните, первое задание в этом подразделе называлось «Я через 10 лет»?)

Это задание кроме понятного проективного смысла носит уже и творческо-игровой характер, поэтому оно и послужит нам переходным мостиком к следующей группе заданий.

Обратите внимание на то, как изменился проективный смысл этого задания по сравнению с первым. Там ты просто конструировал свой образ через 10 лет, не заботясь особо о его цельности и отчетливости. Здесь игровая мотивировка предполагает уже сложившийся образ, то есть как бы воплотившуюся проекцию.

Интересно то, что в таком «априори» сконструированном образе очень часто затрагиваются и рассматриваются различные стороны личности – отнюдь не только профессиональное самоопределение. Большое внимание уделяется эмоциональной стороне жизни, различным духовным проблемам и потребностям. Это своеобразный перенос собственного эмоционального состояния в 10-летнее будущее, причем, предполагается, что там, в этом будущем, уже все проблемы разрешились.

Много по этим работам можно сказать и о базовых ценностях личности. Ведь они как бы получают воплощение в сконструированной картинке. Ну, вот, как хотя бы в этой:

«… Думаю, что ты добился той цели, к которой стремился в 12-13 лет. И работаешь автоинженером в США в компании General Motors Car. Надеюсь, что у тебя стало еще больше друзей, чем в школе. Помни те три (я сейчас не знаю, может, и четыре) замечательных месяца в лагере друзей. Хочется верить, что у тебя все хорошо. Ты исполнил свою мечту, задуманную еще в первом классе. И скромно (!) живешь на берегу Атлантического океана, имея небольшой трехэтажный особнячок с автопарком в гараже и яхтой на берегу океана. Ну, а если не так, то тоже хорошо…» Стас.

Несмотря на некоторую долю самоиронии, базовые ценности Стаса в этой работе хорошо просматриваются.

А вот работа, где главное внимание уделено эмоциональной жизни, причем с особым проективным контекстом:

«Здравствуй, многоуважаемая я. Пишу тебе из твоего же детства.

К тому времени, как ты будешь читать эти строки тебе (ну, т.е. мне) будет уже 24 года…

Я надеюсь, ты стала такой, какой я тебя представляю сейчас! Надеюсь, ты вышла замуж за того, кого хотела (ну, ты меня понимаешь), родила девочку, хотя и мальчика неплохо, а еще лучше…

Ну, ладно, хватит об этом. Я надеюсь, ты стала дизайнером, как хотела я, и работаешь в своем же ателье.

Какая ж ты счастливая! Ты уже закончила эту школу и теперь свободна душой и телом! Не то, что я! Как же я тебе завидую! Если бы я могла с тобой поговорить! Я бы расспросила тебя обо всем…

Хотя нет. Нет, не надо. Мне свою жизнь прожить будет интереснее самой, исправляя свои ошибки, а так я проживу – хоть и свою жизнь, но неправильную.

Хотя о чем это я – ведь если расту я, то взрослеешь и ты. И я не могу учиться жизни у тебя, ведь ты будешь такой, какой я захочу и такой, какой я тебя сделаю.

Но я буду стараться, чтобы я могла гордиться тобой (т.е. собой). Ведь ты в моих руках…» Люда.

Вот уж поистине проекция уверенности в себе! Я бы даже сказал - самоуверенности. Оно даже и было неплохо, только если бы Люда четко представляла себе, кого же она сама из себя хочет «сделать».

А напоследок я оставил работу с, как бы это поточнее выразиться, - «проблемным переносом». Обратите внимание, сколько настоящих проблем раскрывается в этом обращении к своему будущему образу. Я, хоть и редко это делаю, буду прерывать эту работу своими комментариями:

«Пишет тебе совсем еще маленькая, глупая и наивная девчонка! (Вот сразу же – самооценка, причем занижено-жесткая, на грани самоприсвоенного депрессивного клише.) Ты думаешь, что меня не знаешь, но это не так. Ты, и только ты знаешь меня лучше всех на свете, а в то же время я знаю тебя лучше всех! Потому что ты – это я десять лет назад!

Наверное, потому что у тебя не было собственного мнения – ты решила изменить полностью всю свою жизнь, включая и имя. (Имя – это олицетворение всей личности; желание его сменить - свидетельство глубокого недовольства собой.) Не знаю, лучше ли тебе стало жить. Хотя это судить не мне! А, нет – мне, мне, мне и только мне! Потому что только сейчас я смогу многое понять и сознать, чтобы мне в дальнейшем жилось лучше.

Жень, ты помнишь, когда ты была совсем маленькая, то называла велосипед – «апе»? А помнишь, как ты сходила с ума по мальчикам? Но меня до сих пор мучает один вопрос: ты все такая же ревнивая? (Вот, первая конкретная внутренняя проблема.)

Ты выросла, стала обаятельно девушкой. Работаешь на хорошей работе. Живешь в шикарном доме. У тебя есть семья. Ты себе ни в чем не отказываешь. Купила себе отличную машину. И радуешься жизни. (А это набор «базальных» проективных ценностей.)

Но в детстве тебе было не совсем хорошо. Тебя из дома выгоняла сестра, неизвестно за что мстила бабушка, и все время орали родители. Ты на все закрывала глаза, но после того, как бабушка отравила твоего щенка, ты перестала с ней разговаривать. Наверное, это был просто детский бред – я точно не знаю. (Ремарка о «закрывании глаз» важна. Заряды накопленной фрустрации не находят себе выхода.)

Своего родного брата ты в последний раз видела в шесть лет, а сестру в тринадцать! Когда тебе не с кем было поговорить, ты звонила своей двоюродной сестре в любое время, но и с ней ты разговаривала недолго, потому что и у нее были свои заботы. (Подтверждение ограниченности числа доверенных лиц и возможностей для открытого общения.) Единственный твой собеседник, который терпел твои истерики, поддерживал и помогал в трудную минуту – был тот самый мальчик, в которого ты была влюблена без памяти. (Опора на «идеализацию» как способ психологического укрепления.)

Но все прошло как нелепый сон. (Психологическая защита – «уход», или «изоляция». Представление, что все окружающее есть только нелепый сон.) А если бы можно было, то я очень хотела поговорить с тобой, спросить у тебя совета. (Острая потребность в близком доверенном лице.) Но это невозможно!» Юля.

Последняя ремарка говорит о том, что Юля возвращается в состоянии внутренней самоизоляции. Но не все так бедственно. Уже то, что Юля смогла раскрыться, выбрав для этого творчески-игровую форму, говорит о внутреннем потенциале развития.

Кстати, коллеги, обратили здесь внимание на педагогическую изюминку, способствующую самораскрытию. Ты как бы обращаешься к самому себе – твои тайны остаются твоими, и такой опосредованный способ трансляции внутренних проблем может помочь самым замкнутым и закрытым.

Если бы я был(а) учителем (директором)…

Почему бы не дать возможность ребятам поразмышлять над уже заданным вариантом проекции. Применить на себе тот или иной профессиональный образ всегда интересно, тем более, что это самый близкий из всех доступных ребятам образов будущей профессии. Тем более, что некоторым ребятам этот образ может оказаться близким, и тогда эта проекция может послужить реальным стимулом к приобретению педагогической профессии.

Ну, а нам, реальным педагогам, всегда интересно взглянуть на нашу профессию глазами детей. Можно открыть много поучительного.

«Я бы хотела стать если учителем, то учителем русского и литературы. Вообще-то учителем стать я не стремлюсь. Потому что побывала вчера на дне школы в его шкуре и поняла, какой это непосильный труд: биться с детьми в школе, дрожать за них перед директором, а потом приходить домой с горой тетрадок.

Ну, а если бы я все же стала учить детей, то я бы старалась (не знаю, получилось ли это у меня или нет) не кричать на них, не нервничать, даже когда дети не поняли и не задавать дополнительное задание на дом в качестве наказания. Я наоборот попытаюсь спокойно решать все проблемы. Ведь криком и двойками по поведению учитель зарабатывает себе репутацию не очень хорошую, и дети его не любят. Самое главное – если учителю удалось стать любимым (а это нелегко) среди учеников, никто не бросит бумажку ему в спину и т.д.

Так что моей целью, если я стану учителем, будет стать любимым учителем, чтобы дети любили и уважали меня, что будет в свою очередь взаимно». Люда.

Ну, что, коллеги и друзья, увидели себя в этом описании? Я, например, кое-что из своих недостатков увидел.

Хочу привести пример и одной «директорской проекции». Она тоже интересна. Я читал многие работы ребят и удивлялся, что некоторые из них могут достаточно адекватно представить себя и в этом образе, и самое удивительное – имеют достаточно четкий план своих действий и предложений, многие из которых представляются вполне реальными:

«Если бы я был директором, то я сделал бы футбольное поле, площадку для баскетбола, посадил бы красивые клумбы с цветами вокруг школы, много лиственных деревьев и сад с яблонями и грушами.

В школе у меня были бы пионеры, смотрящие за порядком на переменах. Были бы в школе красивые кабинеты, три лаборатории, большой и малый спортзалы с инвентарем.

Преподавали бы учителя только с красным дипломом, а если бы ученик что-нибудь натворил, то его вели бы к директору для деликатного разговора, а не выгоняли бы из школы». Кирилл.

Больше всего меня в этом проекте умилил «красный диплом». А что делать тем, кто не позаботился о таковом на студенческой скамье? Как ни повышай свой профессиональный уровень теперь - директору-интеллектуалу уже ничего не докажешь…

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь