Очень близкой и интересной для меня стала книга Галины Петровны Бельской (р.1936) "Короткая прогулка перед долгим сном", в частности, первая её глава - «Мир – дети – война». С самой первой строчки:
«Уж что-что, а ходить на костылях она умела».
Сразу нахлынули воспоминания детства – не особо приятные, но неотделимые от жизни.
По мере прочтения повести стало ясно, что написана она на основании подлинных воспоминаний автора, и все персоналии, упомянутые в ней, - реальные люди. И тогда я полезла в интернет.
Оказалось, что родители и бабушки-дедушки Галины Петровны – известные люди. Её дедушка – Павел Николаевич Медведев – филолог и критик, профессор литературы, автор первой биографии Александра Блока, соратник Михаила Бахтина. Мама – Наталья Павловна Медведева – советская артистка театра и кино, нынче уже забытая, но, к примеру, фильм с её участием - «За витриной универмага» - время от времени по телевизору показывают.
Сама Галина Петровна родилась за несколько лет до войны, и тяжёлое время репрессий и военных тягот пришлось на её детство. Не всё она понимала тогда, и поэтому события тех лет поданы в повести пунктирно, как будто глазами ребёнка. Тем более, что и своих собственных страданий и переживаний на её детство выпало немало: тяжёлая болезнь, туберкулёз костей, на несколько лет приковал девочку к постели, и несколько лет она провела в детском костно-туберкулёзном санатории в Кирицах Рязанской области. Именно эти главы повести стали для меня наиболее интересными – потому что ситуация знакомая.
«Можно ли рассказать здоровому человеку, какое это на самом деле счастье — сидеть? Кто это поймет? Как хорошо тебе и удобно, ты можешь раскачиваться, откидываться вперед и назад, ты можешь нагнуться и поднять, например, карандаш или листок бумаги, да мало ли что! Тебе не надо каждую минуту звать кого-то на помощь. Пролежав так долго на спине, ты вдруг можешь, когда захочешь, лечь на бок! Это слишком счастливый момент, чтобы передать словами. Ты лежишь на боку и подтягиваешь ноги к подбородку и чувствуешь себя маленьким счастливым ребенком, засыпающим с улыбкой. А читать, писать? Да разве все скажешь? Одно дело, когда ты почти недвижимый и каждую минуту тебе что-то надо, но позвать-попросить неудобно и ты ждешь и терпишь, терпишь и ждешь, и жизнь превращается в мучительное ожидание или невыносимое терпение. И совсем другое — чувствовать себя освобожденной, пусть и не совсем, но все-таки справляться со многими делами без посторонней помощи».
Сам стиль повести (перескакивание из одного времени в другое, от одного персонажа к другому) и её язык, возможно, понравится не всем. Меня тоже несколько напрягало то, что повесть написана от третьего лица, а главную героиню зовут «девочка», хотя в двух-трёх местах всё же упоминается имя «Галя». Почему сразу не написать «Галя»? Или писать от первого лица? Мне кажется, это только добавило бы достоверности, но, видимо, у автора были свои соображения.
Понятно, что столь нелёгкое детство не могло не сказаться на взрослой судьбе героини, тем более, что и время было непростое.
Тем, кто любит читать воспоминания и мемуары, повесть скорее всего понравится.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.