Найти в Дзене
ПиПси

«Под лестницу затащит, пикнуть не успеешь…»: материнский запрет на сексуальность дочери

Встречаются ситуации, когда мамы, оберегая дочерей от угрозы насилия, сильно перегибают палку ─ гиперопекают их, запугивают, непреднамеренно формируя запрет на их здоровый контакт с мужчинами в будущем: «Не разговаривай на площадке с соседским парнем, когда меня нет поблизости. Поняла? Возьмет, вон, и под лестницу затащит. Даже пикнуть не успеешь. Мужчинам вообще не смей доверять, слышишь? Ничего хорошего от них ждать не стоит, уж, поверь своей матери…».

А потом, спустя годы, случайно встретив в условном "Ашане" этого условного "соседского парня" (или кого-то другого, но похожего на него), уже изрядно постаревшим, глубоко семейным человеком, эта женщина (она и сама к тому времени уже давно замужем), которую мама запугивала, к своему удивлению испытывает мощные, сложные, неожиданные, амбивалентные чувства ─ одновременно и страх, и необъяснимую, казалось бы, беспочвенную привязанность, вплоть до сексуального влечения.

Странно?
Нет.
Все вполне закономерно и объяснимо.

Механизм формирования материнского запрета на сексуальность дочери

Вот, смотрите: мама в юности пугала эту женщину сексуальными маньяками и, таким образом, она демонизировала маскулинность (всех мужчин и все мужское) в картине мира дочери; в ответ психика дочери начала подавлять сексуальность в контакте с мужским, формируя на нее самозапрет (ведь маму она слушалась, подчинялась ее установкам, поэтому легко интернализировала их в свое мировоззрение, делая их частью нормы и обязательным условием сохранения своей безопасности), чтобы защитить себя от того, чем мама пугала, и/или чтобы быть "хорошей" для мамы (кстати, нередко женщины с подобными установками выбирают для себя "безопасного" партнера/мужа в соответствии с мамиными запугивающими интроектами про "опасных мужчин" ─ например, мужчину с сексуальными проблемами, с проблемой потенции или изначально сексуально непривлекательного, а порой даже "подпитывая", "поощряя" его непривлекательность уже в совместной жизни, допустим, через игнорирование его вредных пищевых привычек, отсутствие необходимой физ. активности, влекущее за собой проблемы со здоровьем и/или избыток веса, чтобы "обезопасить" себя от его измен, снизить риск предательства, вреда); затем, спустя годы, вытесненная мамиными силами потребность в раскрытии своей сексуальности снова дает о себе знать, напоминает о своем существовании, ведь она никуда не исчезла после маминых запугиваний, а просто набирала силу в бессознательном поле личности женщины до момента ее контакта с триггером (до той встрече с "соседским парнем", который вероятно, сексуально привлекал ее в юности, но материнский запрет вытеснил все чувства).

Возбуждение в совокупности со страхом при встрече со старым знакомым было явлено, как потребность этой женщины в контакте со своей сексуальностью, подавленной, подчиненной, "запрещенной" мамой с юных лет, а также как запоздалый протест на материнское влияние в целом.

Что делать с активированными переживаниями прошлого?

Можно (и нужно) работать с материнским комплексом и с вытесненными под его влиянием чувствами, которые так и не были никогда отреагированы и приняты; а также стоит работать с потребностями, стоящими за этими чувствами, в терапевтическом союзе с психологом, снимая свои самозапреты и раскрывая себя для себя ─ без страха и стыда.