Иногда, осматриваясь вокруг, приходишь в полный ужас: когда машины перестали управляться водителями, роботы заменили доставщиков, а компьютеры стали управлять процессами в нашей доме — и шире — в нашей жизни? Все это аспекты будущего мира — мира на границе реальности и цифрового поля — или фиджитала (о чем мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов). Вряд ли можно было ожидать, что такое повсеместное проникновение цифрового в реальное могло каким-то образом не затронуть сферу блогерства, интернет-маркетинга и инфлюенс-маркетинга.
Сегодня расскажем о том, кто такие виртуальные инфлюенсеры, почему они становятся популярны, и какое будущее их может ожидать.
КАК ГРИБЫ
Сам феномен виртуальных инфлюенсеров не является чем-то новым. Уже более 20 лет назад появилась группа Gorillaz, получившая сумасшедшую популярность, и чьи альбомы не раз становились платиновыми. В общем и целом, это одни из прародителей сегодняшних виртуальных блогеров.
В настоящее время, виртуальных инфлюенсеров можно разделить на четыре основных типа:
- Виртуальные селебрити — блогеры, которые рассказывают свою историю, ведут «журнал» о своей жизни, при этом создают и продают контент для различных брендов, не являясь их официальным амбассадорами: например, таковой является популярный блогер Лил Микела, созданная стартапом Brud, за которой следит более 3 млн человек. Она классно одевается, рассказывает подписчикам истории из своей жизни и общается с ними в комментариях.
- Виртуальные модели — это виртуальные персонажи, имеющие определенную профессию и участвующие в fashion-показах и рекламных кампаниях различных брендов. Так, передовик в сфере виртуального моделинга, супермодель Шуду Грэм, сотрудничает с первым агентством для виртуальных моделей The Digitals и работает с крупными брендами в различных сферах, например, с Samsung и Louboutin, модными онлайн и офлайн журналами.
- Виртуальные спикеры — персонажи, относящиеся к определенному бренду и представляющие его ДНК и основные ценности. Сюда можно отнести не только известного всем уже на протяжении десятилетий Полковника Сандерса бренда KFC, но и новых персонажей — молодую, яркую и веселую девушку Саммер, являющуюся олицетворением ключевой ЦА бренда Epica, занимающуюся ведением соцсетей бренда и продвигающую его продукцию. Также спикером является и новый виртуальный амбассадор М.Видео — девушка Эм.Ви, которая не только рекламирует компанию в социальных сетях, но и даже снялась в недавно вышедшем клипе Клавы Коки на песню «Пятница».
- Виртуальные маскоты — цифровые персонажи, не имеющие подробной «личностной» истории, а просто выполняющие определенную функцию, например, сообщающие справочную информацию, как виртуальный консультант Дейзи от бренда Yoox.
Я ЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК…
В плане реализации основных маркетинговых задач у виртуальных персонажей имеется целый ряд весомых преимуществ:
- Исключается непосредственно человеческий фактор: перемены в настроении, отношении к тому или иному человеку/продукту/бренду и так далее;
- Отсутствуют дополнительные расходы на трансфер, макияж и подготовку, услуги стилиста, проживание, питание, ассистента и другое;
- Имеется абсолютная свобода передвижения: виртуальный инфлюенсер может не только мгновенно пересекать границы городов, стран и континентов, но и даже быть одновременно в нескольких разных местах;
- Существует возможность поместить инфлюенсера в любые условия, создать картинку любой сложности.
А вот говоря о недостатках, стоит отметить лишь то, что, безусловно, интеграции с настоящими, «человеческими» блогерами более просты тем, что контент — это просто видео или фото, сделанные человеком за сравнительно короткий промежуток времени, в то время как контент виртуального персонажа — это долгая и кропотливая работа целой команды графических дизайнеров, 3D-художников и копирайтеров.
Более того, зачастую информационный продукт от реального блогера «заходит» его ЦА именно потому, что их интересует история этого человека, его ежедневная рутина и жизнь, его мнения и эмоции, особенно, если есть возможность встретиться с ним еще и в реальной жизни. Смогут ли виртуальные инфлюенсеры сформировать столь же сильные узы со своей аудиторией — непонятно.
КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?
Многие эксперты пророчат радужное будущее виртуальным инфлюенсерам. Они очень разноплановые, легкие в работе и, что называется, простые: не стремятся накрутить цену, не высказывают «фи» и не имеют запятнанных репутаций. Издержки от работы с такими инфлюенсерами минимальны, а пространство для креатива, возможности для творчества и создания феноменов в массовой культуре очень обширны.
Скорее всего, помимо рекламы и маркетинга мы вскоре увидим распространение работы с виртуальными инфлюенсерами в таких сферах, как: искусство, кинематограф, телевидение (например, в качестве телеведущих) и многих других. А что же будет, когда ИИ достигнет уровня развития наравне с человеком? Канут ли тогда в лету человеческие блогеры? Очевидно, нам предстоит это узнать!