Найти тему
Немелочи жизни

Голландский натюрморт - не так все просто

Открытый доступ: Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Открытый доступ: Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Современник Хеды и наш современник на данном натюрморте увидят одно и то же и... разное. Почему? Потому что происходит наполнение предметов различными смыслами. Мы видим хорошую, гармоничную композицию, состоящую из скатерти, смятой салфетки, предметов посуды и еды. Мы видим, что скатерть тяжелая, салфетка легкая, блестящая, высокий бокал прозрачен,лимон не до конца очищен, посуда живописна (так вот из какой ели-пили!), ветчина аппетитна. Изумительная светотень, монохромность...

А что видят современники Хеды? Напоминание о том, что земные наслаждения бессмысленны и являются суетой сует.

Давайте расшифруем изображаемые предметы, чтобы понять, почему именно так.

Ветчина. Она символизирует плотские удовольствия. (Правда, уже другое восприятие картины становится?)

Серебряная посуда. Это символ земного богатства и их тщетность. И это так. Материальные богатства с собой "туда" не взять... Кроме того, серебряный сосуд еще и опрокинут!

Лимон. Он красивый снаружи, но кислый внутри. Лимон намекает на внутреннюю остроту человека под внешней броской красотой, а также предательство, разочарование.

Погасшая свеча. Наверное, все знают, что это символ мимолетности человеческого существования. Горел человек и погас...

Высокий стеклянный бокал-«флейта». (Кстати в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) Бокал такой же хрупкий, как человеческая жизнь. Его (её) легко разбить и невозможно склеить. Но  в то же время такой бокал символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы (из-за меток на бокалах).

Беспорядок на столе. Он указывает на разрушение. В целом складывается общий смысл натюрморта: помни о душе, не стремись к земной суете.

Натюрморты были очень популярны в Голландии и протестантских странах в XVII - XVIII веках. Святых изображать там было запрещено. Натюрморты, с их символикой, становились моральными уроками. Смотрящий на картину вступал в игру - прочитать, уловить все смыслы, в нее заложенные.

И немного о художнике. О нем известно мало. Геррит Виллемс Хеда (1620, Харлем—после 1658, предположительно там же) — голландский живописец, мастер натюрморта. Отец его тоже был живописцем, писал, в основном, натюрморты. Оба они писали в монохромной манере. Поэтому их картины сложно отличить.

У Геррита Хеды много картин "с завтраками". Все они призваны напомнить человеку о том, что нужно беспокоиться, заботиться о собственной душе.

Если вам интересна тема "Художники и их картины", то можно посмотреть здесь.