Запись звука народных инструментов является едва ли не базовым знанием в работе звукорежиссёра. В этом посте мы расскажем о некоторых основных фундаментальных техниках и приёмах.
Для начала рассмотрим струнные инструменты. Это домры, балалайки, гусли, гитары.
Чаще всего домры и балалайки имеют небольшой провал низких средних и средних частот, как правило, в области 300-700 Hz. На постобработке обязательно стоит обратить внимание на эту зону частотного спектра - недостаток частот в этой области приводит к ухудшению читаемости объёма и глубины инструмента. При записи микрофон следует расположить близко к нижней деке, на расстоянии 40-50 см.
Сам микрофон может быть широкомембранным, например МК-117 или МК-115. Также нередко при записи народных струнных используют стереопары. В этом случае идеально подойдёт пара узконаправленных микрофонов МК-012-02.
Примерно те же советы можно дать и в отношении записи гитары. В общемировой практике этот инструмент относится к разряду академических, а вот в России “зачислен” в кафедру народных и используется в составе народных оркестров. ПРи записи классической и акустической гитары всегда стоит помнить, что зачастую этот инструмент имеют ярко выраженную низкую середину и эту область частотного спектра следует контролировать на постобработке, чтобы звук не был излишне гулким и гнусавым.
⠀
Также очень популярным в составе народного оркестра является баян. Этот инструмент обладает выразительным звучанием и богатой тембральной характеристикой. При записи баяна одной из самых главных проблем является количество шумов при исполнение - стук клавиш, переключение регистров, шум воздуха и так далее. В процессе звукозаписи баяна или его собрата - аккордеона, используют до трёх микрофонов. Вот один из примеров расстановки - два микрофона направляют на клавиши, сбоку и слегка сзади от исполнителя. Это поможет в ослаблении шумов клавиш, а также нередко ставят один микрофон перед исполнителем. Для записи баяна можно использовать как и стерефонический метод взяв за основу два микрофона МК-012-02, так и широкомембранные конденсаторные микрофоны, например МК-105, которые также могут образовать между собой стереопару при необходимости.
Гусли можно записать на один конденсаторный микрофон. Хорошим выбором будет МК-117. При записи микрофон устанавливают внизу инструмента, чтобы уменьшить количество паразитных шумов попадающих при звукоизвлечении в микрофон.