Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Раскрыта одна из загадок вулкана Олимп

Прежде чем загадку раскрыть, её требуется загадать. То есть, сообщить вводные – информацию требующую объяснения. В данном случае таковой является крутизна склонов высочайшего вулкана в Солнечной системе – марсианского Олимпа. Гора по сути представляет собой колоссальное плато, поднимающееся в центральной части над окружающей равниной ныне на высоту 22 километра. В прошлом же, пока взрыв не снёс вершину, а само плато поперечником 250 километров не просело, продавив кору, высота Олимпа достигала 26 километров…

-2

Обратить же внимание в предыдущем абзаце следует на упомянутый «поперечник». Олимп имеет чёткие границы, образованные циклопическим обрывом, высотой 6-10 километров. И всё бы ничего, но посмотрев на карту Фарсиды, – марсианского региона на территории которого сосредоточен целый выводок супервулканов (так получилось, что из-за отсутствия на Марсе тектоники плит 2 миллиарда лет лава сочилась в одном и том же месте), – можно заметить, что границы имеет только Олимп. Прочие щитовые вулканы выглядят так, как щитовым вулканам и положено, – это пологие конусы неправильной формы.

Откуда у Олимпа обрыв?

Это – не загадка. Ареологи уже давно пришли к выводу, что некогда Олимп был островом. Обрыв обязан своим появлением прибою. По полкам, выточенным волнами, определены и границы некогда существовавшего на Марсе океана.

Загадка в другом. Где Олимп, а где океан? В принципе, на карте видно, что море плескалось рядом. Но также видно, что гору вода не окружала. Вся Фарсида – возвышенность. Олимп на краю плато, однако, всё равно далеко от берега.

...Планетологам удалось рассмотреть вторую береговую линию, выточенную прибоем 3.7-3.4 миллиарда лет назад, но ныне находящуюся высоко в горах и выражающую тем самым полное презрение к логике гидрографии.

В далёком прошлом Марс, – как и Земля, разумеется, – остывал. Но намного быстрее и с иными эффектами. Кора Марса схватилась на большую глубину, стала цельной, и предсказуемо охлаждалась быстрее мантии (в то время ещё жидкой). Остывая же, кора сжималась быстрее, чем Марс в целом. Это привело не только к появлению разломов, – таких, как Маринер, – но и к общей деформации. Под давлением сжимаемых корой недр, относительно тонкая и пластичная кора под Фарсидой вспучилась. И океану пришлось отступить от Олимпа.