6 сентября 1943 года родился британский рок-музыкант, певец, композитор, поэт и активист Роджер Уотерс. Он родился в семье школьных учителей, которые были поглощены идеями коммунизма, что передалось впоследствии и Уотерсу, который всегда придерживался левых взглядов. А гибель отца во время Второй мировой войны также оставила глубокий след в его душе, что впоследствии самым прямым образом отразилось на творчестве музыканта.
В конце 1963-го укомплектовался первый состав группы Pink Floyd, музыканты которой очень быстро отошли от подражания ритм-н-блюзовым артистам и пустились в эксперименты, которые вывели группу к новаторскому психоделическому, космическому звучанию. Главным в группе в то время, несомненно, был Сид Барретт, но его психика вскоре не выдержала "межзвёздной перегрузки" и Роджер Уотерс постепенно стал брать группу под свой контроль. Это был более чем логичный шаг, так как Уотерс в то время был единственным собранным человеком в расслабленном коллективе любителей "расширить сознание". Сам же он всю ситуацию объяснял ещё проще: "Ник Мейсон песен не пишет, а Гилмор с Райтом пишут редко. Я самый плодовитый автор, поэтому и взял все на себя".
Видео с сайта www.YouTube.com, канал: Pink Floyd
Однако, его лидерство в Pink Floyd повернуло мечтательную космическую музыку группы в сторону социальных проблем, политики и прочих сугубо земных тем. Да, ему не хотелось петь о далёких галактиках, ему хотелось опуститься на грешную землю и петь о человеческой глупости, жадности, спеси и других людских пороках.
От эпичных песен Pink Floyd переходят уже к концептуальным альбомам, и песни составляли часть единой истории. Мизантропия Уотерса, казалось бы, достигает пика, результатом которой стал альбом «Animals», где выражается надежда, что "овцы" в конечном итоге поднимают бун против "собак". История, описанная Оруэллом, получила достойное продолжение.
Видео с сайта www.YouTube.com, канал: Pink Floyd
Такое творчество не всегда находило одобрение среди его коллег и понимания некоторых поклонников. Им казалось, что следовало бы отойти от такой социализации текстов, на что Уотерс отвечает очередным концептуальным двойным альбомом «The Wall», в котором рассказывается история музыканта, который дабы уйти от окружающей его реальности решил воздвигнуть вокруг себя стены, мнимые или настоящие.
Видео с сайта www.YouTube.com, канал: WhiteWedding111
Среди музыкантов наметился серьезный разлад, который стал началом конца группы в классическом его составе. Следующий "антивоенный" альбом «The Final Cut», который отчасти справедливо, называют сольной работой Уотерса. Идеи остальных музыкантов практически не учитывались, а Ричард Райт вообще не участвовал в записи альбома. Гилмор же с пренебрежением высказывался об альбоме в таком ключе, что на альбом просочилось все то, от чего остальные музыканты всегда ограждали музыку Pink Floyd.
Видео с сайта www.YouTube.com, канал: Pink Floyd
Уотерс, в свою очередь, безусловно чувствовал, что его группа бронзовеет в своей монументальности. Вчерашние первопроходцы из андеграунда, он и его приятели превратились в обслуживающий персонал неповоротливой конструкции, чье сияние звездного величия уже начинало вызывать насмешки. А в это время уже вовсю перехватывал позиции панк-рок, со своей простотой звука и непричесанностью раннего рок-н-ролла. Гигантомания в формах подачи, помпезность и излишняя заумность Уотерса в некотором смысле стала вызывать усталость, в том числе и у слушателей.
Роджер Уотерсу казалось, что он попал в западню и ему стало тесно в группе, которую он сам же и строил. Музыканты же Pink Floyd считали, что они попали под влияние диктатора.
Логичным было подумать, что для группы наступили финальные времена, и Уотерс решил, что Pink Floyd прекращают существование. Он, впрочем как и все участники группы, занялись собственными проектами.
Однако, каково же было его удивление, когда Дэвид Гилмор объявил о продолжении деятельности Pink Floyd. Без Роджера Уотерса...
Бесконечные судебные разбирательства все же определили статус-кво, стало понятно кто с чем остается и под вывеской Pink Floyd стали вновь появляться альбомы. Было понятно, что при сохранившейся некоторой привлекательности, данный вариант группы уже ничего не имел общего с творчеством 70-х годов.
Роджеру же было бесконечно обидно, что его группа что-то делает без его ведома, исполняет на концертах песни с его альбомов. Он был твердо уверен, что Pink Floyd без него все равно, что The Beatles без Джона Леннона.
Pink Floyd, с Гилмором во главе, после записанного без Уотерса альбома «A Momentary Lapse of Reason» (1987), отправились в успешный концертный тур. Роджер Уотерс в свою очередь, получил возможность записывать злободневные песни, не перегруженные гитарными соло и астральными синтезаторами, которые стали в группе его изрядно напрягать.
Однако со временем стало ясно, что все самое ценное было сделано, когда они играли вместе. А концертный репертуар Pink Floyd того периода, как и репертуар самого Уотерса, в основном состоял из классических вещей группы раннего периода, когда все музыканты были вместе. И публике не нужно было больше ничего другого.
Видео с сайта www.YouTube.com, канал: Roger Waters
Роджер Уотерс продолжает выпускать интересные альбомы, которые уже ничего не имеют общего с творчеством Pink Floyd, кроме тех работ-переосмыслений, которые непосредственно касаются группы.
Ну и конечно политика - Уотерс продолжает быть активным, он проводит разные акции, а его высказывания, особенно после высказанного мнения об палестино-израильском конфликте в 2006 году, идущими в разрез общепринятому политическому мейнстриму, сделали его неудобной персоной.
Его самого, как и его творчество, стали маргинализировать, подвергать постоянным нападкам и насмешкам, часто ссылаясь на его возраст. Особенно эта тенденция усилилась за последние два года.
Но, Роджер Уотерс, как музыкант и как личность, слишком большая и сильная фигура, чтобы вот так можно было стереть его из памяти. Некоторая эпатажность в его действиях, иногда на грани, конечно присутствует, но все его поступки это только его мысли и мнения, которые никем не ангажированы.
Когда артист начинает делать политические заявления, он неизбежно теряет ту или иную часть своей аудитории, что несомненно идёт в ущерб творчеству.
А если вернуться к творчеству, что мне гораздо ближе, то о нём Уотерс недавно высказался вполне определённо, на замечания о том, что у современных артистов сейчас гораздо больше просмотров, чем у него. Так вот он сказал: "При всем уважении ..., я был и буду намного, намного важнее их, сколько бы миллиардов прослушиваний ни собрали их песни. Ведь я говорю о вещах, по-настоящему важных в нашей жизни".
Видео с сайта www.YouTube.com, канал: Roger Waters
Голосуйте, делайте подписку на все публикации, оставляйте комментарии.
Вы также можете почитать статьи: