Бизнес ежедневно имеет дело с разными данными: объемы продаж, показатели рекламы, конверсия на сайте, количество посетителей в магазине и многое другое. Анализируя их, можно эффективнее развивать компанию и справиться с широким спектром задач, как ежедневных, так и экстренных.
Рассмотрим на реальных кейсах как эффективнее решать управленческие задачи, используя анализ данных в Excel, и какие остаются подходы, когда его становится недостаточно.
В России для многих отраслей ещё не наступила эпоха, когда решения принимаются на основе анализа больших данных. Иногда малый бизнес даже не использует компьютер, все пишется на бумаге, а в расчетах помогает калькулятор. Интуитивный выбор – это обычная практика, и для ряда задач это даже нормально. Однако, вся ответственность за результат при этом ложится на руководителя, а его рабочий день удлиняется до 10+ часов.
Опереться на один лишь опыт и здравый смысл становится сложно, когда:
Информация, важная для принятия решения, уже не умещается в голове.
Даже у обычного новичка селлера уже много наименований товара, которыми в уме оперировать невозможно.
Когда становится много карточек и большой ассортимент принимать решения очень сложно на коленке.
Когда интуитивное решение не очевидно.
Руководителю здесь остается два пути: делать анализ данных в Excel, поручая подчиненным вручную заносить все данные в таблицы. И к этому способу сейчас привычно прибегают чаще всего. Либо, привлечь аналитика.
Существует широкий спектр инструментов анализа данных, доступных бесплатно. Но, не будучи специалистом, не зная теоретические и практические основы анализа данных, маловероятно самому качественно наладить их работу.
Рассмотрим подробно задачи, в которых возможна бизнес аналитика средствами Excel, как его можно оптимизировать. И определим, в каких случаях его «полномочия заканчиваются» и для чего может понадобиться профессиональный аналитик?
Сбор данных и работа в матрицах
Первая задача для компании тут – собрать сведения из разных источников в одном месте.
Основные задачи, которые решает автоматизация отчетов:
Оценка выгодности закупки товара и его реализации
Расчет LTV (lifetime value, ценность потребителя)
Оценка эффективности работы менеджеров
Оптимизация затрат предприятия
Проблемы при анализе данных в Excel и их решения
Можно столкнуться с рядом проблем, возникающих при работе в обычном Excel, например проведение подсчетов просто в таблице отнимает у менеджера много времени.
Специальное программное обеспечение в виде матрицы полностью снимает этот вопрос, автоматизируя результаты данных сразу и формируя результат.
Есть алгоритм, который обрабатывает даже то, что на первый взгляд автоматизировать трудно. Например, вместо человека они могут в программе расчитать сразу несколько главных величин такие как прибыль,рентабельность,маржа
Если мы поручаем сотрудникам делать анализ вручную, то неизбежно столкнемся с ошибками. Элементарно не протянули формулу, что-то сдвинули – и уже неверные подсчеты. По данным исследований, 80-90% файлов Excel содержат ошибки, которые приводят к недополучению прибыли.
Бесстрастность автоматических систем полностью исключает из сбора данных человеческий фактор, а использование хотя бы моделей в Excel данных позволяет избежать ошибок в формулах, которые больше не надо будет копировать.
Он предполагает уже не одноразовый сбор данных, а постоянное отслеживание происходящих изменений в компании и интеллектуальный анализ данных. Это позволяет не только держать руку на пульсе, но и решать ряд важнейших задач:
Мониторинг происходящего на рынке. Особенно это актуально во времена огромного конкурентного боя, когда ситуация меняется быстро и непредсказуемо. Сферы маркетплейсов подвержены скачкам и колебаниям в любое время.
Каждому предпринимателю также элементарно хочется знать, не убыточна ли его компания – и это тоже требует вычислений и постоянного мониторинга.
Не все и всегда в бизнесе очевидно, не все можно решить в одном лишь Excel. Ряд чуть более сложных вопросов, чем мониторинг можно решать интуитивно, если у руководителя есть предпосылки и подозрения, своя версия.
Но здесь никто не застрахован от ошибки, тогда как с помощью математических и статистических методов можно быстро дать однозначный ответ.
Несколько примеров применения описанных принципов анализа данных на практике:
Оценка эффективности бесплатной примерки для интернет-магазина
Например, нужно было определить, как матрица повлияла на количество заказов и их выкупаемость.
Мы получили несколько цифровых значений, и некоторые из них были значимы в контексте, а другие - нет. В такой ситуации аналитики всегда предоставляют ко всем диаграммам комментарии с оценкой значимости полученных величин.
Прогноз, сделать корреляционный анализ в матрице
Важно понимать, если автоматический прогноз матрицы верно предсказал, допустим, результаты последующих продаж и этих данных вам достаточно, то вы можете и дальше его использовать.
Не стоит тратить деньги на аналитиков.
При использовании автоматического прогноза матрицы не забудьте проверить, правильно ли указана сезонность, убрать лишние, не характерные максимумы.
Для оценки текущей ситуации по цифрам всегда необходимо их с чем-то сравнивать. Если у вас нет прогноза, можно их сравнивать с аналогичным периодом предыдущего года. При этом надо понимать, что тренд как правило идёт вверх, и может быть недостаточно просто сравнивать значения с предыдущим периодом. При заметном тренде лучше всего всё же сравнивать полученные значения с прогнозом на этот же период. При этом важно учитывать влияние рекламы и других факторов. В итоге, если мы видим, что дела идут также как в том году, то это может оказаться не хорошо, а скорее плохо.
Расчет метрики ценности товара:
Для этой задачи мы вычисляли доход на 1 единицу товара, что иногда бывает непросто подсчитать вручную, при большом количестве записей не слишком удобно проводить финансовый анализ в excel. В таких областях бизнеса, как торговля на маркетплейсах важно считать именно прибыль на 1 единицу товара, а не средний чек, потому что она гораздо больше.
Создать карусель Добавьте описание
Зная, сколько товара у вас продается постоянно и от чего это зависит, проще планировать будущее. Мы сравниваем количество товара с конкурентами и их ценами. Матрица расскажет, что приносит основной доход, что сейчас растет и будет двигателем доходов в будущем, а что только занимает место на полке.
Двухфакторный анализ поможет провести поиск популярных товарных ниш, определить средние цены на товары/группы/бренды/категории. Можно выделить ценовые интервалы, маркировать популярные товары или товары с более высокими скоростями движения в цепях поставок. Актуален анализ чувствительности продаж к уровню товарной наценки, выявление факторов эластичности спроса, сезонности по дням недели, по месяцам и декадам.
Для многих компаний более актуальна стратегическая аналитика, к которой относится создание финмодели, иначе говоря, моделирование ближайшего финансового будущего товарки. Это позволяет планировать открытие нового направления с минимальными рисками и оценить возможность достижения успеха
Одна из актуальных задач - выгодно ли уменьшать расходы на логистику? В ряд регионов "цена курьера" может оказаться выше прибыли. С помощью анализа данных можно подобрать и оценить несколько вариантов решения. Например, разделить регионы на 3 типа: бесплатная доставка при определенном чеке; области, где можно оптимизировать тарифы за перевозку – выбрав другую компанию-перевозчика; отказаться от бесплатной доставки.
Если вам необходим индивидуальный подбор продукта под ваш бизнес, просто оставьте заявку на нашем сайте https://treelimona-com.com/, наш менеджер свяжется с вами и уточнит детали. Переживать не стоит, с каждым клиентом мы находим поход и подбираем уникальное продуктовое решение.