Сойдя с теплохода, я сжал кулачки и подумал: не тот я человек, чтобы без боя сдаться. До спектакля оставалось всего 10 минут; наперекор законам времени я решил двигаться к театру, в надежде успеть. Мне необходимо было проехать на подземке две станции. Но, для начала не мешало бы найти ближайший вход в метро Китай-город. С GPRS-навигатором в смартфоне это не проблема, но именно сейчас, в данную минуту, когда он мне нужнее всего, навигатор завис. Вернее, он работал, но судя по приборам, я находился где-то среди болот Вышнего Волочка на севере Тверской области, где никакого метро и в помине нет.
Убрал смартфон в карман и побежал, слепо полагаясь на интуицию. На пешеходном переходе через Москворецкую набережную стояла толпа в ожидании нужного сигнала светофора. И сонно зевала. Никто почему-то не заметил кнопку. У меня же все природные инстинкты были сейчас обострены. Я машинально обнаружил и нажал заветный пропуск на другую сторону дороги. Загорелся зелёный свет. Машины остановились, толпа радостно поползла поперёк улицы. И я вместе с ней. Вскоре обнаружился вход в метрополитен. Вернее, по мере приближения к нему, я вспомнил, где он должен находиться.
Затем была стремительная поездка на метро и лихорадочный поиск билета, который я где-то всё таки потерял. Пришлось искать дубликат в электронном виде на почте. После чего я долго бежал по подземному переходу на перекрёстке Тверской улицы с Тверским бульваром.
Выскакиваю на свежий воздух. Лечу по Тверскому бульвару до Большой Никитской, успевая замечать как очаровательны в лучах вечернего электрического света женщины в летних кафе и возле них. И как вкусно повсюду пахнет дорогими духами.
И вот, наконец, я торжественно вбегаю в «Театр у Никитских ворот». Большая взмыленная загнанная лошадь с растерянным и затравленным взглядом. Склянки пробили 19.10.
- Видимо, опоздал? – Риторически интересуюсь у охранников и гардеробщика разочарованным голосом.
- Ну, как вам сказать… - иронично отвечают они, - факт вашего опоздания неоспорим.
Я думаю, что сейчас добавят укоризненно: «Это вопиющее хамство и неуважение к театру! Своим бесцеремонным опозданием вы оскорбили наше учреждение! Уходите немедленно!.. И в следующий раз, любезный сударь, потрудитесь быть пунктуальнее».
Этого не произошло, но тем не менее... Вы не представляете, как я горел от стыда. Каким алым пламенем полыхали мои уши. Чувствовал себя двоечником, опоздавшим на урок. Был ненавистен самому себе. Из состояния self-hate меня вывела очаровательная девушка-капельдинер. Проверила билет, дождалась, пока сниму и сдам куртку, сопроводила в тёмный уже зал с живой, шумной, светящейся сценой. Но место оказалось не моё. Я покупал билет на бюджетный откидной стульчик. Она же пыталась усадить меня на дорогое комфортное кресло VIP-класса. Я тихо сказал об этом капельдинеру. Она шепнула в ответ, что моё место уже занято, но есть вот это. Впервые в «Театре у Никитских ворот» у меня было нормальное комфортное кресло. Это ли не лучшее поощрение прогульщика за опоздание?..
И вот, после всей этой лихорадочной предпраздничной недели; после суматошной беготни по Москве; после переживаний, что не попаду на спектакль; после поиска билета, чудом сохранившегося в электронной почте; после чувства вины перед сотрудниками театра, я, уставший донельзя, опускаюсь в глубокое мягкое кресло, и на сцену выходят очаровательные пляшущие человечки. Они начинают танцевать, а у меня из глаз катятся слёзы. От того, что всё-таки добежал; от того, что в любимом театре, в привычной для себя обстановке; от того, что на сцене в очередной раз происходит чудо.
Покупая себе в подарок билет, я избегал сложных психологических постановок, хотя именно их я больше всего люблю. Но день рождения слишком грустный праздник (годы-то летят), чтобы истязать себя дополнительным драматизмом. Я хотел развеселить себя. Остановился на мюзикле «Пляшущие человечки». И попал в десятку. Лучшего подарка я не представляю.
Наверное, я слишком часто пишу в отзывах о спектаклях фразу «это лучшее, что я когда-либо видел», виной всему моя излишняя эмоциональность, но «Пляшущие человечки» – это действительно одна из лучших постановок, на которых мне доводилось бывать. Никогда, никогда, никогда «Театр у Никитских Ворот» не разочарует меня. Видимо, моё мировоззрение полностью совпадает с мировоззрением его художественного руководителя Марка Розовского. И репертуар полностью соответствует моему вкусу, и подход к делу. Даже лёгкие, развлекательные постановки продуманны до последней мелочи. Всё сделано с такой любовью, что не к чему придраться.
Мюзикл «Пляшущие человечки» поставлен по одноимённому рассказу Артура Конан Дойла. Уже само название готовит о том, что произведение обречено было стать когда-нибудь мюзиклом.
Через год после того, как достопочтенный мистер Хилтон Кьюбит женился на мисс Илси Патрик к ним стали приходить послания с «детскими рисунками» в виде пляшущих человечков. Илси эти «писаницы» приводили в ужас. И тогда мистер Кьюбит втайне от жены обратился к великому детективу Шерлоку Холмсу. Благодаря дедуктивному методу и прочим гениальным способностям великого британского сыщика секрет пляшущих человечков был раскрыт. Вот, собственно, и всё либретто. Но секрет не в сюжете, а в том, как его использовали для постановки.
Больше всего моё сердце покорили те самые пляшущие человечки из записок, адресованных миссис Илси Кьюбит. Особенно их женская половина. Светлана Лапина, Софья Мамаева, Яна Прыжанкова и Алиса Тарасенко были восхитительны в своих коротких чёрных платьях и с классическими стрижками каре с чёлкой в духе эпохи джаза, воспетой Фицджеральдом. Спасибо художнику по костюмам Денису Шевченко. Когда эти черноволосые красавицы появлялись на сцене, я что называется «залипал», или даже «зависал» (не знаю какое подобрать слово, чтобы было с одной стороны не пошло, а с другой максимально экспрессивно). Больше всего мне понравилась Алиса Тарасенко. Я помню её по спектаклю «Лолита». У неё может быть не сильно отточена техника танца, но в её движениях столько грации, плавности, лёгкости, что невозможно глаз оторвать. Вообще, пляшущие человечки – это и есть главная изюминка спектакля. Даже более главная, на мой взгляд, чем Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Я думаю, даже сам Артур Конан Дойл именно так их и представлял, когда писал рассказ.
В спектакле замечательная музыка Игоря Левина в одном из моих любимых стилей симфоджаз. Играла минусовая фонограмма Ростовского симфонического оркестра. Но пели актёры вживую. Звук голосов и музыки был очень чистым, что встречается не в каждом театре, даже крупном. Актёры не только сами пели, но и танцевали. Вообще, я начинаю понимать, что актёр – это одна из сложнейших профессий. Вот, например, певец только извлекает из себя красивый голос, музыкант играет на инструментах, танцор виртуозно порхает по сцене, циркач удивляет публику сложными трюками. Актёр же совмещает в себе всё вышеперечисленное. Актёру мало того, что необходимо вжиться в персонажа, запомнить и с чувством произнести огромные куски текста, он должен обладать вокальным мастерством, грациозно двигаться по сцене, быть акробатом, играть на музыкальных инструментах и т.д. и т.п. За всё это я и люблю актёров и театр.
Отдельный вид искусства «У Никитских ворот» - это сценография. Тут всегда великолепные декорации. А в этот раз ещё и сцена была динамичной – крутилась, вертелась; бутафория на ней то и дело видоизменялась, трансформировалась. И всё это приправлено ошеломительными световыми эффектами, видеопроекциями.
Если у вас есть человек, далёкий от театра (великовозрастное дитё, друг, подруга), которого вы хотели бы приобщить к искусству перевоплощения на сцене, пригласите его на мюзикл «Пляшущие человечки». Пусть он именно с него начнёт свой пусть к театральному искусству. Я вам даю стопроцентную гарантию, что после этой постановки ваш близкий человек навсегда заболеет театром. Лично я именно так и поступлю, если захочу приобщить кого-либо из знакомых.
Во время спектакля у меня была только одна мысль «хоть бы он никогда не кончался». Но, увы, всё хорошее кончается и гораздо быстрее, чем хотелось бы. На сайте заявлено, что постановка идёт 3 часа. Я был морально готов к тому, что опоздаю на электричку и придётся снова ночевать на Казанском вокзале, но спектакль закончился на час раньше от заявленного. Поэтому я успел на электричку. Поклон после спектакля в «Театре у Никитских ворот» - это отдельное представление, это художественный эпилог, постскриптум к спектаклю и от него получаешь дополнительную энергию. Настолько проникаешься к актёрам любовью, что не хочется с ними расставаться. Мне кажется у актёров (особенно когда они видят, как им аплодируют стоя, как их любят и восхищаются ими) такие же чувства.
В электричке я ещё раз прокрутил в мыслях сегодняшний день и резюмировал, что он был одним из лучших в моей жизни.
Спасибо Москве. Спасибо театру. Спасибо Мирозданию, что жизнь иногда бывает так прекрасна.
P.S. Фото взято с официального сайта театра "У Никитских ворот".