Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

Важны ли школьные оценки?

Уверен, каждый родитель в глубине души хочет, чтобы ребенок был отличником. Чтобы радостно демонстрировал табель с пятерками, гордясь с собой. Однако здесь важно не перегибать палку. Сколько можно увидеть отличников, отнюдь не счастливых, а буквально “загнанных” в погоне за идеальными оценками. А те, у кого буквально случается нервный срыв из-за четверок? Радостью от учебы тут и не пахнет.

Помните, оценки — не главная цель. Встречая ребенка из школы, гораздо важнее спросить, что было интересного в школе, что нового он узнал, что ему особенно понравилось, а отнюдь не “Что получили?” и тем более “Много двоек нахватал?”

Конечно, если ребенок то и дело таскает “тройки”, а то и “двойки” — это сигнал, на который нужно реагировать. Но не руганью и требованием “срочно исправить”. Здесь нужно искать причины и устранять их комплексно.

Подробно рассказываю об этом на своем марафоне по повышению успеваемости. Регистрация.

А пока давайте объясню, почему я считаю, что оценки — не главный показатель. И чаще всего не нужно акцентировать на них свое внимание.

1. Оценивается способность здесь и сейчас воспроизвести текст учебника, а не реальные знания. Сколько шуток есть на тему “Давайте методичку, 10 минут на подготовку и пойдем сдавать”. Что остается в голове у ученика после контрольной/экзамена, какие выводы он сделал, узнал ли какую-то дополнительную информацию, помимо представленной в учебнике — для оценивающего не так важно.

2. Оценки субъективны. Сколько бы не создавалось стандартов для выставления оценок, пока выставляет их учитель, а не супер-компьютер, всегда есть место субъективности. Личные симпатии или антипатии — и вот уже оценка “округляется” в пользу ученика или же, напротив, в меньшую сторону. А еще некоторые учителя любят “мотивировать” сильных учеников, намеренно занижая им оценку за стандартный ответ с формулировкой “Я знаю, что ты можешь лучше”.

3. Оценка может серьезно повлиять на дальнейшую мотивацию ребенка учиться. Увы, это работает не только с отличными оценками. Если ранимый ребенок получит низкий балл, он будет серьезно переживать, вплоть до того, что “разлюбит” предмет. Подчеркну, этот пункт, как и все другие, не о том, что ни в коем случае нельзя ставить детям тройки. Это о том, что не стоит излишне концентрироваться на оценках.

4. Оценки — не показатель успеха в будущем. Работодатели редко смотрят на оценки в дипломе (не говоря уже о цвете диплома). Знания и умения, способность к изучению нового, а также желание развиваться — куда важнее. Кстати, если выросший школьник решит открыть свой бизнес, там тоже его не спасет “идеальный аттестат”.

Поэтому гораздо важнее идеальный оценок — умение обрабатывать и усваивать новую информацию, делать выводы, находить нестандартные решения. И именно на это нужно делать упор, а не на получение золотой медали.

Успехов вам и вашим детям в этом учебном году и всех последующих! Пусть все получится!