Найти тему
Кинолит

«Холодное лето пятьдесят третьего…» - фильм, вышедший накануне потери чести и человеческого достоинства

Холодное лето 53-го. Спустя несколько месяцев после объявления амнистии на свободу выходят… нет, не политзаключенные, не осужденные по сфабрикованным делам, не невинные жертвы режима. На свободу выходят сотни тысяч воров, грабителей и убийц. За амнистией следует всплеск преступности, который принимает в отдельных регионах страны угрожающие масштабы. 

В 1987-м фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» не вызвал масштабного зрительского ажиотажа, в отличие от вышедшей спустя год «Маленькой Веры». Оценить эту картину зрители смогли по прошествие лет, после распада СССР, прихода долгожданной свободы, а вместе с ней – разгула криминала, беспредела. Всего того, что порождает дилемму: «Свобода или безопасность?». 

Однако свобода – это не подарок от государства или от кого-либо свыше, который тут же должен осчастливить человека. Скорее, это условие, позволяющее сделать нравственный выбор. 

-2

«Лузга» и «Копалыч» делают, вероятно, правильный выбор. Или нет? 

Им бы спрятаться в лесу, отсидеться, покуда в деревне орудуют урки. Что там случится с местными жителями – не их забота. Им бы дотянуть до освобождения, да «пожить по-человечески». Между тем они не отсиживаются в лесу – они вступают в бой с бандитами, и этот нравственный выбор стоит жизни одному из них.

В финале герой Приемыхова встречается с семьёй Старобогатова. Сын ему говорит: «А вы считаете, мы должны были пойти вслед за ним и исчезнуть?». Тот ничего не отвечает, либо его ответ остаётся за кадром. Но зрителю и без того понятно, как считает капитан полковой разведки, попавший в окружение Басаргин.

А еще, эта сцена подчеркивает: сложнее всего нравственный выбор сделать во времена тотальной свободы или тотальной несвободы. 

Из книги писателя, историка, журналиста Федора Раззакова: 

«Приёмыхов снимался с огромным воодушевлением, буквально купался в роли. „Я хочу здесь сыграть офицерскую честь“ — говорил он Прошкину. Тот удивлялся: как можно играть „офицерскую честь“? И только потом, по ходу съёмок, режиссёр понял, что имел в виду актёр. Он как будто предвидел, что главная проблема грядущего времени будет заключаться именно в этом — потере этой самой чести, потере человеческого достоинства». 

Правильнее будет сказать, что Приемыхов сыграл не офицерскую честь, а внутреннюю человеческую – редкую способность в любых обстоятельствах оставаться человеком. 

Ещё один интересный факт о фильме "Холодное лето пятьдесят третьего..."