Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Мечте навстречу": слабости и достоинства советской кинофантастики

Оглавление
Коллаж мой. В кадре - инопланетянка из фильма
Коллаж мой. В кадре - инопланетянка из фильма

Даже те, кто не смотрел старый советский фильм "Мечте навстречу" (1963), знают песни оттуда, или, по крайней мере, отдельные строки из этих песен: "И на Марсе будут яблони цвести", "Я - Земля" и "На пыльных тропинках далеких планет". Уже ради этого фильм многие помнят и любят.

Взглянем на него 60 лет спустя - не как на вечно актуальную классику, а как на произведение своей эпохи, и разберемся, как это сделано и что там интересного.

Кадр из фильма. Скриншот
Кадр из фильма. Скриншот

Кто авторы?

Необходимая справка:

Снято в 1963 на Одесской киностудии (ага, и центр подготовки космонавтов находится на черноморском курорте).

Режиссеры: Михаил Карюков и Отар Коберидзе; авторы сценария - они же, плюс Олесь Бердник и Иван Бондин.

Композиторы: Эдуард Артемьев (электронная музыка) и Вано Мурадели (песни); тексты песен Мурадели - Евгения Долматовского

Использован также фрагмент песни "Четырнадцать минут" - музыка Оскара Фельцмана, стихи Владимира Войновича (эти авторы в титрах не упомянуты).

Кадр из фильма. Скриншот
Кадр из фильма. Скриншот

О чем фильм?

Сюжет, нужно признать, довольно бредовый, сценарий шит белыми нитками, текст... ну, наверное, бывает еще несъедобнее, но такое кино - массовое искусство, не артхаус и не твердая НФ.

Советский ученый Крылов спорит с зарубежным коллегой Лаунстоном о возможных последствиях контакта с инопланетянами. Западный доктор не ждет ничего хорошего, наш настроен весьма оптимистично: если где-то есть братья по разуму, они должны прибыть к нам с исключительно мирными и дружескими целями.

Спор ученых. Скриншот. Крылов - в белом халате (чуть не написалось: пальто).
Спор ученых. Скриншот. Крылов - в белом халате (чуть не написалось: пальто).

Вскоре инопланетяне и вправду дают о себе знать. Но как!..

Тут начинается откровенная сказка. Якобы, на планете Центурия уловили земную музыку (песни Вано Мурадели!), и они так понравились инопланетянам, что они захотели немедленно сюда прилететь. Ну, допустим, повод вполне разумный и благородный. Научную сторону улавливания радиотрансляций с Земли на экзопланетах не будем затрагивать.

На планете Центурия. Скриншот
На планете Центурия. Скриншот

Но, как водится, без зрелищных аварий ни один фантастический фильм не получится. И почему-то все эти аварии происходят на Марсе. Корабль центурианцев тоже не долетел до Земли - в море упала лишь небольшая капсула с изображением рубки и антропоморфных центуриан.

Они показались земным космонавтам настолько милыми и симпатичными, что на выручку незнакомым собратьям тотчас снарядили звездолет "Океан", полетевший на Марс.

Центуриане. Скриншот.
Центуриане. Скриншот.

Кстати, в фильме, снятом в 1963 году, изображается промежуточная база землян на Луне, что как раз вполне разумно (возможно, единственная разумная идея во всем сценарии). Только порядки там, как в любом земном учреждении. Жизнь клубится вокруг хорошенькой секретарши-диспетчерши, снуют какие-то люди, проникает смешной иностранный корреспондент...

Быт лунной базы. Скриншот.
Быт лунной базы. Скриншот.

К Марсу отправляется звездолет "Океан" (на борту, похоже, никакой невесомости не наблюдается, всю дорогу они сидят в креслах, не спят, не едят, и вообще прекрасно себя чувствуют).
На Марсе обнаружен корабль пришельцев с мертвым экипажем. Тут бы сказочке конец, ан нет! Ракета землян летит еще и на Фобос, и там обнаруживается выжившая инопланетянка. Весьма симпатичная. Только ни слова не говорящая.

Почему центурианка оказалась на Фобосе и как попала туда с Марса, я так и не поняла. Что там вообще делать? Атмосфера там отсутствует, планетка небольшая...

Фобос. Фото НАСА. Википедия.
Фобос. Фото НАСА. Википедия.

Один из космонавтов доставляет ее на Марс, к основному кораблю, героически спасая из загоревшейся капсулы в разгар марсианской пыльной бури. Поскольку сила тяжести на Марсе - примерно треть от земной, то таскать на руках девушку в скафандре, наверное, было бы даже приятно.

Скриншот.
Скриншот.

Другой космонавт, Андрей, остается на Фобосе, потому что свое место он отдал инопланетянке, и суждена ему там медленная смерть, о чем страшно горюет его подруга - космонавт и астроном Таня...

Таня (актриса Лариса Гордейчик). Скриншот.
Таня (актриса Лариса Гордейчик). Скриншот.

Зато спасенную инопланетянку доставляют на Землю, отмывают, принаряжают и предъявляют народу на широком экране: вот она, красивая и дружелюбная! (А вы боялись)...

Демонстрация инопланетянки в  финале.
Демонстрация инопланетянки в финале.

И вот теперь забудьте всё прочитанное и увиденное. Ничего этого не было!

Показанное на экране всего лишь приснилось герою - тому самому Андрею, который собирался помирать в одиночестве на Фобосе под безмолвные слезы несчастной Тани. "Тише, Танечка, не плачь"... То был лишь сон. Мечта. Видение. Всё хорошо! Солнце светит, море плещет, молодежь радуется жизни и готовится штурмовать небеса...

А как еще было выкрутиться из такого сюжета? Если контакт состоялся, то где прекрасная инопланетянка? Как сложилась ее судьба? Где советская лунная база? Где пилотируемые ракеты, способны летать на Марс и Фобос?.. Мечтать не вредно.

Зачем всё-таки стоит посмотреть

Если вы - восторженный фанат советского стиля, то вам это наивное кино понравится (на ЮТубе под фильмом сплошные ахи и охи: ах, какие светлые делали фильмы, ах, какие чудесные были люди...).

Но если цель просмотра - другая, то интерес вызовут другие моменты: как это сделано и что нового и интересного в самой художественной ткани.

Комбинированные съемки вполне неплохи для своего времени. Ракета на Марс садится очень эффектно. Кадры, в которых два космонавта медленно идут к инопланетному звездолету, не зная, что их там ждет, тоже визуально хороши.

Скриншот.
Скриншот.

Правда, постоянно мешает нелепость сценария. Не показано, как космонавты проникли внутрь. Там висела табличка "Входите, открыто"? Или "Дёрни за верёвочку - дверь откроется"? А может быть, люк шлюза был поврежден и висел на честном слове? Ну, хорошо. Допустим, с проникновением в незнакомый летательный аппарат проблем не возникло. Однако настолько это разумно с точки зрения безопасности? Стоило ли идти сразу вдвоем? Вдруг бы на гостя напали, или сработала бы автоматическая система защиты (роботы-охранники, или парализующий газ, или что-то такое подобное)? Даже если бы никаких защит там не стояло, инопланетные бактерии - тоже вещь опасная.

Пыльная буря на Марсе показана хорошо, впечатляет.

Скриншот.
Скриншот.

Скафандры, конечно, смешные, достаточно сравнить хотя бы с теперешними лунными. Но артисты должны выглядеть красиво, это понятно.

Еще деталь: в начале фильма астроном Таня читает книгу Иосифа Самуиловича Шкловского "Вселенная. Жизнь. Разум". Показана обложка и страница в начале главы 18, где говорится о радиосвязи между отдаленными планетами (листать галерею).

Это первое издание 1962 года, то есть совсем свежачок. Как мне подсказали в комментариях, в то время Шкловский еще был уверен, будто жизнь в Солнечной системе существует или существовала в других местах, помимо Земли. Позднее он пришел к пессимистическому выводу о том, что наша цивилизация, похоже, уникальна, мы - одни во Вселенной, и не следует ждать никаких визитов братьев по разуму.

А тут - здрасте, прилетели на звуки песен Мурадели, причем такие же, как мы, не монстры, не живоглоты.

Про музыку

Музыкальное решение фильма тоже интересно. Конечно, Вано Мурадели и Эдуард Артемьев никак не могли быть соавторами. Музыка фильма распадается на два контрастных пласта. Всё земное и советское поручено Мурадели (увертюра и душевные песни). Всё космическое и инопланетное - Артемьеву, который при сочинении звукового сопровождения фантастических сцен использовал АНС - фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, созданный в 1958 году инженером Евгением Александровичем Мурзиным (1914-1970) и названный им в честь одного из пионеров будущей световой музыки - Александра Николаевича Скрябина (АНС). Про АНС я уже здесь писала в связи с сочинением для этого синтезатора, созданным Альфредом Шнитке.

В 1960-х годах музыкальному авангарду в СССР жилось несладко. Он считался проявлением кризиса буржуазной культуры и чуть ли не извращением. Единственной сферой, где можно было позволить себе любые средства выразительности - это кино, и особенно фантастические сцены, где обычная "земная" музыка была неуместна. Так что этот наивный фильм оказался одним из оазисов советского музыкального авангарда.

Про песни из фильма, которые тоже хороши, наверное, напишу отдельно.

--

В свое время я тоже читала книгу Шкловского, восхищалась его беспощадным анализом и в то же время внутренне не соглашалась с автором. Очень уж хотелось, чтобы разумные инопланетяне где-то нашлись. А если не найдутся... что же, я их сама придумаю.

И, в конце концов, придумала. В моей космоопере "Хранительница" кого только нет! Инопланетяне на любой вкус, и гуманоиды, и негуманоиды, и вообще создания из других видов материи.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".