Найти тему
Наука и фантастика

Музыкальное открытие: реконструкция электронного сочинения Альфреда Шнитке

Оглавление
Обложка пластинки электронных сочинений советских композиторов. Источник: Википедия.
Обложка пластинки электронных сочинений советских композиторов. Источник: Википедия.

2 июля на ЮТУб выложена сенсационная новинка: реконструкция партитуры Альфреда Шнитке «Поток» для синтезатора АНС, выполненная звукорежиссером и композитором Алексеем Погарским и композитором и исполнительницей на разных необычных инструментах Олесей Ростовской.

Что такое АНС?

Если кратко, то АНС - синтезатор. Если подробнее - фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, созданный в 1958 году инженером Евгением Александровичем Мурзиным (1914-1970) и названный им в честь одного из пионеров будущей световой музыки - Александра Николаевича Скрябина (АНС). Скрябин, напомню, ввел в свою симфоническую поэму "Прометей" партию света, записанную нотами и рассчитанную на довольно примитивную тогда электрическую систему с разноцветными лампочками (у меня есть тут про это статья с картинками и примерами).

Это был один из первых в мире синтезаторов такого рода, позволявший сочинять и исполнять не одноголосную музыку (как на терменвоксе, волнах Мартено и прочих подобных электрических инструментах), а многоголосную.

Выглядит инструмент внушительно.

Фото из Википедии.
Фото из Википедии.

Как действует АНС?

В нем применен метод оптической записи звука. Звуковой сигнал порождает световой поток, который создает засвеченную полосу разной ширины и плотности. Между источником света и фотоэлементом находится кинопленка. Полученный в результате электрический сигнал воспроизводится через динамик.

Клавиатуры у АНСа нет. Заранее подготовленное сочинение воспроизводится автоматически, то есть живой артист участие в этом не принимает.

А как писать музыку для такого специфического инструмента?

Процитирую пояснение А. Погарского и О. Ростовской к их реконструкции:

"...оригинальная технология написания, точнее, рисования АНСовских партитур заключается в том, что композитор на специальном стекле, закрашенном чёрной незасыхающей мастикой, процарапывает прозрачные линии, открывая свету, проходящему через вращающиеся частотные матрицы, доступ к фотоэлементам считывающего устройства — именно в тех местах, где открыто прозрачное стекло партитуры".

Олеся Ростовская рисует партитуру для АНС в Музее музыки (Москва). Фото Алексея Погарского. Википедия.
Олеся Ростовская рисует партитуру для АНС в Музее музыки (Москва). Фото Алексея Погарского. Википедия.

Краткий бум советской электронной музыки

После получения Мурзиным в 1959 году авторского свидетельства на АНС изобретатель добивался запуска инструмента в производство, но с этим ничего не вышло. По инициативе Мурзина в 1966 году на первом этаже Музея Скрябина в Москве была создана Московская экспериментальная студия электронной музыки, и там находился АНС.

Нужно сказать, что в 1950-х - 1960-х годах подобные студии возникали по всему миру, однако чаще - при мощных радиокомпаниях (Электронная студия Миланского радио, Кёльнского радио, и другие). У нас всё держалось на энтузиазме одиночек. Хотя инструмент Мурзина оказался очень востребованным композиторами. В студии в разное время работали

Эдуард Артемьев, Станислав Крейчи, Александр Немтин, Шандор Каллош, Олег Булошкин, Софья Губайдулина, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Владимир Мартынов, Юрий Богданов - и другие видные люди.

Возможности АНС использовались в киномузыке (фильмы "Солярис" и "Сталкер" Андрея Тарковского), для инструмента создавались самостоятельные сочинения. В 1969 году вышла в свет первая пластинка, в 1971 году была подготовлена вторая (но вышла в свет годы спустя, в 1990 году - в начале этой статьи ее обложка).

Электронные звучания укоренились в основном в эстрадной и иллюстративной музыке (треки к кинофильмам и мультфильмам). Выдающиеся композиторы, работавшие в сфере академической музыки, всё-таки предпочитали традиционные средства. Отчасти это понятно: фортепиано, оркестр, хор и даже орган есть почти везде, а громадная махина АНС, так и не запущенная в серийное производство, существовала в одном экземпляре.

После смерти Мурзина всё вообще постепенно сникло. А потом появились синтезаторы нового поколения, основанные уже на компьютерных технологиях. Впрочем, в нашей стране до 1990-х годов с компьютерами было туговато; в массовый обиход они вошли лишь в 21 веке.

Альфред Шнитке и тема космоса

Альфред Шнитке. Рисунок Реджинальда Грея. Википедия.
Альфред Шнитке. Рисунок Реджинальда Грея. Википедия.

Для Альфреда Гарриевича Шнитке (1934-1998) электронная музыка не была существенно важной стороной его обширного творчества, рассчитанного преимущественно на традиционные средства (оперы, симфонии, концерты, камерная музыка).

Однако, вынужденный годами кормиться киномузыкой, он при выполнении некоторых заказов соприкасался с темой космоса и полетов. В частности, ему принадлежит музыка к таким фильмам, как "Наш Гагарин" (1971) и "Экипаж" (1979).

Чисто электронное сочинение, не связанное с кино, у него только одно: "Поток" для АНСа (1969).

Именно эту партитуру реконструировали наши замечательные музыканты. Она уникальна и ценна не только как артефакт своей эпохи, но и как художественное произведение.

Как скромно оговаривают авторы реконструкции,

"Мы не говорим, что это стопроцентно точное изображение «Потока», совпавшее с оригинальной партитурой во всех мельчайших деталях (например, нам по-прежнему неизвестны детали и степень равномерности ручной прокрутки партитуры в момент записи на плёнку), но мы убеждены, что видим достаточно точное изображение, чтобы прикоснуться к золотому веку АНСа и ощутить связь времён".

Остается лишь поздравить энтузиастов с замечательным достижением.

Звучит "Поток" Шнитке поистине космически. Нет, в нем нет ни традиционных мелодий, ни регулярных ритмов. Но музыка утонченная, прекрасная, завораживающая. Послушайте.