Первоначально земельных участков было два, которые были выделены Петром- I, в собственность –
Один - капитану (в последствии контр-адмиралу) Ипату Калиновичу Муханову, (впоследствии имение унаследовал его сын Илья Ипатович Муханов)
Другой - капитану (в последствии контр-адмиралу) Ивану Акимовичу Синявину, который 1726 году, перешел его супруге и сыну, после чего в 18 веке, стал собственностью капитана лейб-гвардии Измайловского полка графа Александра Федоровича Апраксина.
В 1774 году, (в возрасте 37 лет) обе усадьбы выкупил Александр Григорьевич Демидов, и сразу же начал обустраивать его на свой вкус.
Кстати сказать, очень интересная супружеская пара – Демидовы.
А.Г. Демидов (13 сентября 1737— 24 февраля 1803) 66 лет
П.М. Демидова( …………..1730 — 22 октября 1813) 83 года
Поженились 30 января 1765 года, ему было 28 лет, ей 35 лет.
Прожили в браке 38 лет
Маленькое дополнение:
Двумя годами ранее, в 1772 году, А.Г. Демидов приобрел имение «Тайцкая мыза» (которая когда-то была подарена Петром I - адмиралу Ивану Михайловичу Головину). Строительством нового дома было поручено Ивану Егоровичу Старову, которое длилось с 1772 по 1786 года.
Получается, что И.Е. Старов, одновременно работал над двумя проектами, для А.Г. Демидова.
А почему бы и нет, если вспомнить, что И.Е. Старов, был женат на Наталье Григорьевне Демидовой, сестре Александра Григорьевича Демидова, т.е приходился ему – деверем. Получается, как теперь сказали бы, "очень по- рокфеллеровск" - деньги остаются в семье).
Впрочем, родственные связи не отменяют того, что Иван Егорович Старов, был признанным мэтром архитектуры своего времени, его называли главным архитектором Екатерины Второй. По его проектам были простроены - Троицкий собор Александро-Невской лавры; Таврический дворец.
Но вернемся к усадьбе, и уже через несколько лет, на месте деревянных домов, возник ансамбль, из пяти каменных, двухэтажных домов.
В своей книге "Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель", Сергей Борисович Горбатенко, пишет: -
«Ансамбль имел П-образную композицию: на бровке террасы возвышался главный дом с небольшими флигелями по сторонам… с юга к флигелям примкнули звенья каменной ограды с воротами, за которыми начинались еще два длинных флигеля… Господский дом в стиле строго классицизма, с прекрасно найденными пропорциями, выглядел просто и величественно. В центре его был устроен овальный выступ с ионическими пилястрами, с высокими окнами-дверьми в первом этаже и овальными окнами во втором, перед которыми находилась каменная терраса… Над кровлей возвышался прямоугольный бельведер… Очень интересными были ворота, каждые с двумя колоннами и антаблементом дорического ордера, над которыми возвышался аттик с вазами. К юго-западу от парадного комплекса был устроен хозяйственный двор. По другую сторону дороги появился сохраняющийся до сих пор квадратный пруд с островом».
("Петергофская дорога: Историко-архитектурный путеводитель". С. Б. Горбатенко. Год издания 2001)
Это внешнее, а вот составить, хотя бы приблизительное представление о внутреннем убранстве усадьбы А.Г. Демидова, можно по Дворцу Потемкина, построенном также по проекту И.Е. Старова (работы велись с 1778 по 1787 годы, т.е, почти сразу, после окончания работ над усадьбой А.Г. Демидова)
Приведу цитату из интернета, с небольшой расшифровкой архитектурных терминов: - «Двухэтажный дворец, на главном фасаде центральный ризолит (часть стены здания, выдающаяся вперед, за основную линию фасада во всю его высоту). На обоих этажах в центре находились круглые залы, внушительного размера. Окна центрального ризалита - были стрельчатыми, а на боковых - с оригинальными сандриками (архитектурный элемент, небольшой профилированный карниз, горизонтальная «полочка» над наличником оконного или дверного проёма). Внутренняя планировка, была анфиладной (ряд комнат, формально совмещенных друг с другом). Всего в дворце было около шестидесяти просторных помещений. Парадная группа располагалась на первом этаже, ее венчал вестибюль с лестницей и зал овальной формы. Все комнаты были богато отделаны лепными украшениями, по всему двору располагалась система каминов, отделанных кафелем. FB.ru: https://fb.ru/article/445217/arhitektor-starov-ivan-egorovich-biografiya-rabotyi-foto
Ну а дальше ….
В начале 19 века объединенная дача А.Г. Демидова, была продана – владельцу сахарного завода - Якову Молво.
Которую позже, купил Протасов Николай Александрович.
В конце 19 века, вдова Протасова, Наталья Дмитриевна, продала усадьбу новому владельцу: предпринимателю британского происхождения Эдуарду Егоровичу Эбсворту, который дал название усадьбе - «Литания».
Согласно Википедии – «Литания» — это молитва в форме распева, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литании могут адресоваться к Иисусу Христу, Деве Марии или святым. Наиболее часто употребляются в богослужебной практике Католической церкви.
Стоит отметить, что Э.Е. Эбсворт, входил в состав руководства таких организаций, как: Петербургский коммерческий банк; Российское общество Красного креста; совет Русско-английской торговой палаты; комитет Англиканской церкви.
В начале 20 века, усадьбу выкупило акционерное общество «Строитель», которое, планировало построить на месте усадьбы - дачный поселок «Таврида», и если посмотреть на проектную карту, его протяженность была бы от «квадратного пруда» до ж/ст. «Лигово», это очень амбициозные планы, даже по нынешним временам.
Но Октябрьская революция, внесла свои коррективы.
Во время Великой Отечественной войны, здания пострадали, но могли быть отреставрированы, однако в 1952 году были разобраны.
Вот эта кованая, старинная арматура (?), выглядывающая из земли, все что осталось…
и красивый парк конечно)