В предстоящий высокий зимний сезон отдых на любимых россиянами пляжных направлениях Таиланда, Египта, ОАЭ и Мальдив рискует подорожать до 30%. Причины, с одной стороны, очевидны: ослабление курса рубля. Но не всё так просто. Разбираемся, почему цены на туры рвутся к заоблачным, стоит ли их хватать сейчас в горячке и есть ли альтернативы.
Последние несколько лет россияне приноровились отдыхать в том же Таиланде, Египте, ОАЭ и Мальдивах летом, несмотря на царящую там в это время года удушающую жару. Бонусом становились сравнительно низкие цены, когда отправиться в ОАЭ или Таиланд можно было по цене Турции.
С наступлением зимнего сезона цены на эти популярные и считающиеся безальтернативными в это время года направления закономерно росли, но не такими стремительными темпами, как это прогнозируют в 2023 ведущие туроператоры.
Так, по утверждению некоторых участников рынка, отельеры Таиланда уже уведомили о повышении цены на свои услуги на 25%. А ещё не даже не прошёл этап раннего бронирования. Выясняем, что же такого случилось в рамках предстоящего сезона 2023/2024.
Очевидное и вероятное
Своими пессимистичными для любителей зимнего пляжного отдыха данными о росте цен в диапазоне от 10 до 30% туроператоры поделились в беседе с «Известиями». Участники рынка ссылались на всем очевидные причины: ослабление курса рубля, удорожание стоимости проживания в гостиницах, а также повышение цен на авиабилеты.
Как рассказали в «Интуристе», рост цен туры в Таиланд и Шри-Ланку стартует в ноябре в Tez Tour. Там начинается высокий сезон. А в ОАЭ, на Мальдивах, Сейшелах и на Кубе стоимость турпакетов изменится с октября. Ближайшие заезды на октябрь в ОАЭ, Египте, на Мальдивах и на Кубе обойдутся на 30%, чем в сентябре. При этом отельеры Таиланда уже заявили о подорожании стоимости проживания на 25%.
В Tez Tour рост цен на зиму оценили в 20—25%. Там посоветовали туристам пользоваться стыковочными рейсами в Бахрейне, Абу-Даби, Маскате. Благодаря пересадкам перелёты обойдутся дешевле на 20–30%, чем прямые рейсы. По прогнозам туроператора, на Сейшелах на ряд отелей рост цен в октябре составит до 20%.
В РСТ ситуацию прокомментировали более аккуратно: всё будет зависеть от курса рубля и доступности авиаперевозок. Однако в праздничные дни рост стоимости может составить до 15%.
Пользователи в социальных сетях уже успели оценить «угрозы» туроператоров.
«Сейчас активно слежу за курсом валют и понимаю, что смогу поехать в отпуск в Таиланд только кукухой», — написал один из них в социальной сети «ВКонтакте» под репостом публикации.
Кто-то «смотрит на Средиземное море» и готовится стать моржом, чтобы купаться там зимой, так как в это время года та же Турция по логике должна подешеветь.
Разберёмся, соответствуют ли такие настроения действительности.
Меняются каждый день…
Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин напомнил, что Египет, Таиланд, ОАЭ всегда традиционно дорожали по осени, как минимум, на 5—10%.
Однако в 2023 году действительно серьёзно «скакнул» доллар. Если в это время год назад он стоил 70—75 рублей, то теперь — 96 рублей, то есть на треть.
— На столько растут и цены. Но здесь важно понимать, что они и меняются каждый день в связи с ситуацией с валютой. И есть, конечно, общий прогноз, но есть так же и текущая ситуация.
Понятно, что если доллар в обозримом будущем подешевеет, то цены скорректируются. Другое дело, что никто этого гарантировать не может. Так же, как и никто не может гарантировать, если он продолжит ослабление, — констатировал он.
По данным Сергея Ромашкина, на настоящий момент цены на зимний сезон выглядят примерно следующим образом: Таиланд 7 дней на двоих в отеле 4* обойдётся в 180 000, Египет — 155 000, ОАЭ — 190 000, Мальдивы — от 300 000, но здесь речь идёт о турах, начиная от 10 дней.
Появилась у компании у Куба по цене 406 000 на 7 суток на двоих.
— Исходя из нашего опыта, могу сказать следующее: наших клиентов устраивает то, что есть, на момент покупки. Им не надо дороже, им не надо дешевле. Им, главное, чтобы не было хуже. Соответственно, и совет можно дать такой: если сейчас всё устраивает, а решение принято, то стоит взять, поскольку дальше никто ничего не гарантирует, — пояснил он.
При этом генеральный директор «Дельфина» признал, что тем же петербуржцам туры обходятся на 5—10%, чем москвичам, так как и «вылетов меньше, и самих туристов меньше».
Опять во всём виноваты…?
Генеральный директор турагентства Saut Travel Ирина Туркова отмечает, что цены взлетели не только из-за курса доллара, но и … ажиотажного спроса на тот же Египет, Таиланд, ОАЭ, Мальдивы со стороны иностранцев, тех же китайцев, которые долгое время в принципе никуда не выезжали.
Все насиделись в дома в пандемию, и теперь своё дело сыграл отложенный спрос.
— С 2021 года во всём мире начали снимать ковидные ограничения. Но тогда все ещё боялись. Затем в сезон 2022/2023 все осмелели и начали пробовать в тестовом режиме. Потом опять же все убедились, что всё прошло хорошо, никто не заболел. И в итоге мы имеем бум 2023. При этом иностранцы, в отличие о россиян, даже в тестовом режиме готовились к поездкам, как минимум, за полгода, — пояснила она.
Ирина Туркова добавила также, что в отличие от россиян иностранцы бронируют гостиницы более, чем за полгода и снимают их на длительные сроки: 1-2 месяца. Они по сути зимуют в этих странах. Отсюда и возник также имеющийся дефицит.
— По тому же Таиланду даже в прошлом году всё было очень тяжело. Даже не в праздничные дни. Если раньше бронь подтверждали за один день, то в 2022 этот процесс растягивался на три недели. Думаю, в этом году ситуация будет, как минимум, аналогичная. Если не хуже, —поделилась генеральный директор Saut Travel.
Она добавила также, что о росте цен в 10—30% туроператоры говорят с учётом существующих сейчас скидок по раннему бронированию.
— Например, сейчас отельеры по этому раннему бронированию предлагают дисконт в размере от 10 до 40%. Как только акции пройдут, цены вырастут ещё больше. Опять же, как минимум, на размер этого дисконта. И, естественно, чем ближе будет сезон, тем выше окажется стоимость, — дала прогноз она.
По словам Ирины Турковой, альтернатива Таиланду и ОАЭ есть. Так, например, клиенты компании улетели в Сингапур по цене, дешевле Таиланда. Но они бронировали всё заранее и жили не в 5*, как это было бы в Таиланде, а в 3*, но в Таиланде это выглядит вполне достойно. Ещё есть такой вариант, как ЮАР. Но это альтернативы только в том случае, если всё планировать намного заранее.
Согласно данным Saut Travel, отдых на двоих на неделю в отеле 4* на двоих в декабре (не в праздничные дни) обойдётся: в Египте — от 106 000, в ОАЭ — от 129 000, в Таиланде — от 219 000, в Шри-Ланке — от 221 000, на Кубе — от 240 000, на Мальдивах — от 397 000.
При этом есть Венесуэла с вылетом из Москвы на 12 ночей с чартером. Здесь стоимость турпакета начинается от 246 000.
Перед глазами опыт Турции?
Президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов призывает любителей путешествий, наоборот, не паниковать. По его словам, пока глубина продаж на зимний сезон у многих участников рынка остаётся достаточно низкой, и в этих условиях туроператоры пытаются привлечь внимание клиентов к раннему бронированию.
Он не рекомендует торопиться с покупкой тура. Во-первых, ценовая политика для Таиланда, Египта и ОАЭ на зиму всегда формировалась не ранее конца сентября — начала октября.
Кроме того, у экспертов перед глазами имеется пример с ситуацией с Турцией лета 2023, когда те же турки после окончания раннего бронирования резко задрали цены на 30%, потом всё продолжали их повышать в течение начала лета, а затем уже в его середине стали резко снижать стоимость даже более, чем на 30%.
— При этом по осени цены на Турцию ещё продолжили снижаться. И дальше, в том же октябре, ноябре они станут ещё меньше, поскольку сезон завершён, а море остывает. То есть, Турция опять становится условно бюджетной, — констатирует Андрей Гаврилов.
Особо он обращает внимание и на фактическую транспортную доступность авиаперелетов в турпакете. Дело в том, что в Турцию часто выполняла в ушедшем сезоне рейсы компания Red Wings, скандально прославившаяся срывами времени вылетов из-за проблем с двигателями самолётов.
По утверждению Андрея Гаврилова, именно эта компания выполняет также большое количество перелётов в Таиланд. Решены ли сейчас проблемы, достоверно знают только в Red Wings. Участники рынка успокаивают: в эту страну летает около десятка перевозчиков. Например, тот же «Аэрофлот», хотя, понятно, что расценки у него выше.