Здравствуйте , уважаемые читатели моего блога ! Сегодня учимся с вами понимать вечернее богослужение .
Большинство христиан вечернее богослужение ассоциируют со Всенощным бдением - торжественным богослужением накануне воскресенья или праздника, которое состоит из Вечерни, Утрени и 1-го часа.
Конечно, название уже не соответствует сути: всю ночь молятся только в некоторых монастырях.
Вечерня
Вечерня начинается с пения ( или чтения, если Вечерня простая) 103 псалма, который повествует о сотворении мира:
"Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́. Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу. Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй о́блаки на восхожде́ние Свое́, ходя́й на крилу́ ве́треню. Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный (Пс.103:1-4).".
Священник совершает каждение всего храма, знаменуя освящение земли Духом Святым: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт.1:2).
Субботняя вечерня заново начинает недельный богослужебный круг. Именно здесь определяется , какой глас будет петься в течение недели , вы услышите , как канонарх возглашает, например:"Глас вторый, Господи воззвах к Тебе, услыши мя!".
Вообще в нашей Церкви принято осмогласие, то есть составлено 8 видов богослужебных текстов, каждый из которых имеет свою мелодию. Эти тексты помещены в книгу Октоих (осмогласник). Свои мелодии на каждый глас имеют стихиры; тропари и кондак; прокимны; аллилуи.
Также в субботу вечером заново начинается чтение Псалтири. На Вечерне читают 1-ую кафизму, на Утрени 2-ую и 3-ю. Далее каждый день на Вечерне будут читать одну кафизму, на Утрени две. Но в приходских храмах их сокращают.
В субботу вечером вместо всей первой кафизмы поют Блажен муж, состоящий из фрагментов псалмов первой кафизмы. Вообще в приходских храмах и на Утрене вместо двух кафизм чаще читают всего три псалма, это, конечно, не есть хорошо .
После Блажен муж следует пение стихир на Господи воззвах. То есть происходит возглашение стихов псалмов 140, 141, 129, 116 которое чередуется с пением стихир. Собственно говоря , стихиры являются основной изменяемой частью Богослужения, к ним стоит прислушаться особенно внимательно . Так, в субботу вечером поются воскресные стихиры. По уставу положено 10, на практике меньше. В любом случае , хор должен петь до того момента, пока диакон ( или священник , если диакона нет) покадит весь храм и вернётся в алтарь.
К воскресным стихирам добавляют стихиры святого или праздника, который совпал с воскресением. На праздник поют только праздничные стихиры.
Итак, каждение совершено, на заключительной стихире, как правило , посвященной Богородице, совершается малый вход с кадилом. На практике это выглядит так, что священник с диаконом выходят северными вратами и входят царскими в алтарь.
Священник при этом благословляет народ, поётся древний христианский гимн " Свете Тихий". Тематика этого песнопения - благодарение Бога на закате за прожитый день и ассоциирование Христа с истинным Светом.
Также уже святитель Василий Великий в своей книге " О Святом Духе " указывает на этот гимн как на доказательство веры древних христиан в Духа Святого как Бога:" поем Отца, и Сына , и Святаго Духа Бога".
После «Свете тихий» следует прокимен, включающий в себя несколько стихов из псалмов. На каждый день недели полагается свой прокимен. Наверняка вы помните прокимен: " Господь воцарился, в лепоту облечеся", который поют на воскресной Вечерне.
После прокимна в праздники и дни памяти особо чтимых святых читаются три паремии – специально подобранные отрывки из Библии.
Далее следует пение " Сподоби, Господи в вечер сей без греха сохранитися нам" и стихиры на Стиховне по тематике дня или праздника. Кстати, наша любимая молитва Царю Небесный ни что иное как стихира на стиховне праздника Пятидесятницы.
Также в этом месте Вечерни может вставляться лития ( гр. усердное моление). Лития совершается накануне двунадесятых праздников, а в монастырях и накануне воскресения.
Священники во время пения стихир на литии выходят в притвор, где совершается сугубое моление о всей Церкви ( власти, воинство, болящие, путешествующие, заключённые и т.д.). Призываются в помощь многие, самые почитаемые святые. Наконец, священник благословляет пшеницу, вино и елей, вспоминая чудо умножения хлебов. Потом благословенные хлебы будут раздаваться по помазании. Сейчас это в большей мере символическое действие, а вот когда служилось действительно всенощное бдение, подкрепиться было не лишним.
Далее поется " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко" - песнь праведного Симеона Богоприимца. Вечер ассоциируется с закатом жизни человека, поэтому Симеон Богоприимец - один из лучших людей, жизнь которого прожита в ожидании встречи с Богом и прожита не зря.
Далее читается «Трисвятое по Отче наш» и поется «отпустительный» тропарь. На воскресной Вечерне это Богородице Дево, радуйся!
В общем и целом служение Вечерни на закате солнца символизировало Ветхий Завет, который заканчивался приветствием Деве Марии, соединившей Ветхий Завет с Новым.
Воскресная и праздничная вечерня завершается (подобно литургии) пением «Буди имя Господне», псалма 33-го и благословением священника, за которым следует отпуст. Если вечерня совершается в составе Всенощного бдения, то отпуст отсутствует, и сразу же начинается Утреня.
Утреня
Самое длинное и насыщенное смыслами Богослужение дня. В нашей практике Утреня соединяется с Вечерней и служится вечером. В древности же, да и в Греции сейчас Утреня действительно служится рано утром перед Литургией.
Утреня - это как бы переход между Ветхим и Новым Заветом. Начинающаяся на стыке ночи и утра (примерно с 2 ночи до 5 часов утра) она ведет от покаянного плача Шестопсалмия к возгласу " Слава Тебе, показавшему нам свет!".
Для молящегося Утреня - большой труд преодоления сна и своей немощи, нам этого не понять, ведь у нас Утреня служится вечером.
«Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Так начинается Утреня. Но поскольку мы чаще всего бываем на Всенощном бдении, где Утреня соединена с Вечерней, то слышим этот возглас в начале Всенощного бдения.
После малого славословия гасят свечи, и чтец посреди храма читает Шестопсалмие. В древности его читал настоятель. То есть Шестопсалмие воспринималось как важнейшая часть Богослужения. Это молитва человека , переживающего свою смертность, свою немощь, свою конечность, богооставленность. Шестопсалмие - это плач праведников Ветхого Завета , души которых сходили ... во ад в ожидании Сына Божьего.
Совершенно не уместной является практика сидеть во время чтения Шестопсалмия ( это не относится к больным, беременным), а тем более переговариваться, выходить на улицу в ожидании чего-то более" интересного".
Вообще по тому, как в храме молящиеся ведут себя во время чтения Шестопсалмия и Часов, можно оценить их благоговение: внимают ли они словам, понуждают ли себя сосредоточиться, или идут ставить свечи, начинают одевать пальто и т.п.
По окончании шестопсалмия следует «Бог Господь» – избранные стихи из псалма 117. Ветхий Завет ожидает пришествие Христа : "Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во И́мя Госпо́дне.
Стих: Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Стих: Обыше́дше, обыдо́ша мя, и И́менем Госпо́дним противля́хся им.
Стих: Не умру́, но жив бу́ду и пове́м дела́ Госпо́дня.
Стих: Ка́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, сей бысть во главу́ у́гла: от Го́спода бысть сей и есть ди́вен во очесе́х на́ших.
В последнем стихе знаменитое пророчество о Христе, которое Сам Он использовал как доказательство того, что Он - Мессия в споре с фарисеями (Мф. 21:42).
На «Бог Господь» тропарь обычно поется дважды, к нему добавляется Богородичен (тропарь, посвященный Богородице).
После Шестопсалмия следует чтение двух кафизм ( греч. сидеть) - вот здесь, а так же во время чтения канона можно сидеть со спокойной душой всем желающим . После кафизм читают седальны ( это уже по-русски означает "сидеть" несмотря на то, что е поменялось на и).
И наконец, для всех уставших молиться, начинается
Полиелей ( Греч. многомилостивый)
Известен не позднее VII века. Буквально так называется песнопение, состоящее из 134 и 135 псалмов. Оно прославляет Бога за все Его милости и щедроты. В это время зажигают все светильники, отверзаются Царские врата, и священники выходят в центр храма. По смыслу этот торжественный выход знаменует Рождество Христово
Не буду забивать вам головы, но отмечу, что Полиелей по Уставу пелся не часто, это сейчас он стал неотъемлемой частью воскресного и праздничного Всенощного бдения.
На праздничной утрени сразу за полиелеем следует величание . На воскресной утрени поются тропари «Ангельский собор удивися», напоминающее о шествии мироносиц к пустому Гробу Господню.
Настоятель с диаконом и пономарями совершает полное каждение храма.
На всех утренях, на которых совершается полиелей, положено также читать Евангелие. То есть на будничной службе такого нет. На праздничной Утрени читается Евангелие, соответствующее празднику. На воскресных утренях читаются евангельские отрывки о Воскресении Христовом. Таких отрывков выбрано одиннадцать. Соответственно им есть 11 евангельских стихир, каждая из которых соответствует своему отрывку (евангельская стихира поется на " Славу" перед Великим Славословием). Также есть 11 эксапостилариев. Эксапостиларий ( гр. посылаемый) - это стих который в Византии исполнял певец, посылаемый в центр храма. По смыслу эксаплстиларий подытоживает канон. Сейчас эксапостиларии поют только на праздники. Конечно , вы помните пасхальный эксапостиларий:" Плотию уснув яко мертв...".
Воскресные эксапостиларии составлены императором Константином Багрянородным.
После Евангелия на воскресной утрени звучит песнь «Воскресение Христово видевше», заимствованная из пасхального богослужения. Далее по Уставу следует чтение псалма 50. К нему добавляются припевы, возвращающие к теме празднуемого события.
Далее по Уставу положено исполнять «библейские песни», представляющие собой выбранные из Библии песни, произнесенные при различных обстоятельствах, например песнь Моисея, пророка Аввакума и т.д. . Из 9 песней в нашей практике сохранилась лишь одна - песнь Богородицы. Остальные библейские песни исполняются даже не во всех монастырях. А в приходских храмах остался только канон - произведение , состоящее из 9 песней.
Каждая песнь начинается ирмосом - куплетом, который описывает библейское событие ( это и есть остаток библейских песней). За ирмосом следуют возгласы ( например , " слава, Господи, святому Воскресению Твоему! Или " Пресвятая Богородице, спаси нас!" и т.д.). А затем тропари - условно говоря четверостишия по теме праздника или воскресные.
Подробно про каноны я писала здесь ⏬
Во время чтения канона на Всенощном бдении в Русской Церкви принято помазывать верующих святым маслом. Типикон предусматривает помазание от лампады только в некоторые праздники в конце Утрени, а у наших верующих само Всенощное бдение ассоциируется с помазанием. Даже само слово полиелей хотя и означает " многомилостивый" омонимично с елей в значении " масло".
По окончании канона поются стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает, например: " Глас 1-ый, всякое дыхание да хвалит Господа!". Хвалитные псалмы – 148, 149 и 150 входили в состав синагогального утреннего богослужения - это древнейшая составляющая нашей Утрени.
Кульминацией Утрени является Великое славословие: «Слава Тебе, показавшему нам свет», - возглашает священник. В древности это происходило при первых лучах солнца. Вслед за возгласом на воскресной и праздничной Утрени поется, а на будничной читается великое славословие. Оно начинается, как и малое славословие, ангельской хвалой «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Только жаль, что большинство прихожан считают кульминацией Утрени помазание елеем, и, помазавшись (максимум, достояв до Песни Богородице), уходят домой... А ведь Великое славословие - это благодарение Бога. Почему мы редко доходим до него?
После великого славословия на воскресной утрени поется воскресный тропарь либо тропарь празднику. Далее на воскресной и праздничной утрени следуют сугубая и просительная ектении, после которых совершается отпуст.
Отпуст - это заключительное благословение священника, после которого поется многолетие - пожелания милости Божией Патриарху, правящему архиерею и далее всем по чину.
В состав утрени, согласно Типикону, должны входить чтения из святых отцов, всего 7! За утреней Типикон предписывает читать толкования Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна и от Матфея, его же «Толкование на Шестоднев», толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Луки, «Лавсаик» Палладия Еленопольского, творения Ефрема Сирина и некоторых других. На богослужениях великих праздников предписывается читать проповеди Григория Богослова.
У нас от этого духовного пира осталось лишь огласительное слово Иоанна Златоуста на Пасху и житие Марии Египетской в четверг 5 -ой седмицы Великого поста .
Да, конечно , в древности большинство людей были неграмотны, к тому же, монастырские Утрени совершались для тех, чьим постоянным делом была молитва. Но, согласитесь, как было бы полезно, если бы хотя бы одно краткое святоотеческое чтение сохранилось! Ведь признаться, далеко не все прихожане читают творения святых дома.
Всенощное бдение заканчивается чтением первого часа, хотя его время соответствует промежутку с 6 до 9 утра, но мы же помним, что Утреня в монастырях и служится утром, а не вечером...
Подробнее о богослужебных часах здесь. ⏬
Наконец , для чего нам такое длинное по современным меркам вечернее богослужение ? Отвечает отец Андрей Ткачев .
"Но кому интересны другие службы... Всенощная. Молебен. Лития. Крестный ход. Мне кажется, что тем, кто возделывает в своей жизни молитву. Тем, кто возделывает в своей душе молитву. Я произнес именно такое сочетание... «возделывать молитву». Кто хотя бы немножко понимает, что такое вкус молитвы. Кто понимает, что такое...Молитва пошла. Молитва пропала. Молитва засохла. Молитва загорелась. Молитва усилилась. Молитва всласть. Молитва в силу. Молитва дается. Молитва отнимается. Это все должны быть такие живые понятные вещи.
Те, кому это все понятно – именно такие люди и стремятся в храм на Богослужение. Потому что именно здесь молитва дается тому, у кого она ушла, молитва разгорается у тех, у кого она только теплится. И молитва усиливается у тех, у кого она есть. Очищается у тех, у кого она суетная. В храм Божий обычно сознательно приходят те, кто вкусил и видел яко благ Господь.