Найти тему
Не хлебом единым

Учимся понимать ирмосы на примере любимого пасхального канона

Оглавление

Христос воскресе, друзья! Давно хотела написать о таком виде церковного песнопения как ирмос. Ибо иногда они бывают довольны не простыми для понимания, но если вы запомните тематику, которая присуща ирмосам вообще, то будете легче понимать смысл любого из них.

Давайте начнем!

Ирмо́с (греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – вступительный стих канона, связывающий его с библейскими песнями и тропарями. Его всегда поет хор. Ирмосов всего 9, как и песней канона, а точнее 8, поскольку 2-ая песнь есть только в Великом покаянном каноне Андрея Критского. Все ирмосы канона посвящены великим ветхозаветным событиям, и только 9-ый прославляет Богоматерь.

Сразу скажу, что библейские песни сейчас очень редко где поют. Обычно их заменяют припевами, например: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему! Пресвятая Богородице, спаси нас и т. д.
Припев к пасхальному канону: Христос воскресе из мертвых. Собственно говоря, это единственный канон, который в настоящей богослужебной практике именно поется. Остальные читаются.

Пасхальный канон.

акварель из инетрнета
акварель из инетрнета

Песнь 1

Ирмос: Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: от сме́рти бо к жи́зни и от земли́ к небеси́ Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия.

Первая песнь любого канона посвящена переходу народа израильского через Чермное море. Например в заупокойном каноне, который мы слышим на панихиде:

Я́ко по су́ху пешеше́ствовав Изра́иль, по бе́здне стопа́ми, гони́теля фарао́на ви́дя потопля́ема, Бо́гу побе́дную пе́снь пои́м, вопия́ше.

Но в пасхальном каноне ветхую пасху (евр. переход) заменяет новая: переход от смерти к жизни, совершенный Господом Иисусом Христом.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Песнь 3

Ирмос: Прииди́те пи́во пие́м но́вое, не от ќамене непло́дна чудоде́емое, но нетле́ния исто́чник, из гро́ба одожди́вша Христа́́, в Не́мже утвержда́емся.

"Пиво" здесь, конечно, имеется ввиду напиток. Автор канона Иоанн Дамаскин вспоминает чудо, совершенное Моисеем, который молитвой извел для жаждущих израильтян воду из скалы (Исх 17:1-7). Та скала была прообразом Христа. Подобно тому как вода истекла из камня, Господь вокрес из гроба, который стал уже не мрачной пещерой мертвецов, но источником жизни.

Тематика третьих ирмосов канона связана с образом Христа как краеугольного камня или Церкви, основанной на Нем.

Например молебный канон Богородице:

Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты́ мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.

Канон Сретения Господня:

Ирмос: Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию.

Песнь 4

Ирмос: На Боже́ственней стра́жи, Богоглаго́ливый Авваку́м да ста́нет с на́ми, и пока́жет светоно́сна А́нгела, я́сно глаго́люща: днесь спасе́ние ми́ру, я́ко воскре́се Христо́с, я́ко всеси́лен.

Четвертый ирмос основывается на видении Аввакума. Этот пророк Божий, возмущенный нечестием своего народа, истово молился, возможно и на столпе или горе, вопрошая Бога: доколе? "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?" (Авв. 2:1).

Плодом такого напряженного молитвенного стояния стало откровение

- о прощении грехов: "Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

- пришествии Христовом: "Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

- о Его схватке с диаволом и воскресении: "Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные" (Авв. 3:1-6).

Вот так тема стояния Аввакума раскрывается в каноне Андрея Критского:

Ирмос: Услы́ша проро́к прише́ствие Твое́, Го́споди, и убоя́ся, я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися и челове́ком яви́тися, и глаго́лаше: услы́шах слу́х Тво́й и убоя́хся; сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Песнь 5

Ирмос: У́треннюем у́треннюю глубоку́, и вме́сто ми́ра песнь принесе́м Влады́це, и Христа́ у́зрим пра́вды Со́лнце, всем жизнь возсия́юща.

Тема 5-го ирмоса канонов - это Христос как Свет Невечерний, Солнце Правды, Заря будущего дня.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Основывается на пророчествах Малахии: Мал. 4:2: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» и Исайи: "Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде" (Ис. 26: 9-19).

Так звучит тематика света и воскресения в знаменитом каноне Великой Субботы "Волною морскою":

Ирмос: Богоявле́ния Твоего́, Христе́, / к нам ми́лостивно бы́вшаго, / Иса́ия Свет ви́дев Невече́рний, / из но́щи у́треневав взыва́ше: / воскре́снут ме́ртвии, / и воста́нут су́щии во гробе́х, / и вси земноро́днии возра́дуются.

Песнь 6

Ирмос: Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́ и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, содержа́щыя свя́занныя, Христе́, и тридне́вен я́ко от ки́та Ио́на, воскре́сл еси́ от гро́ба.

Пребывание пророка Ионы во чреве кита - один из самых ярких прообразов Воскресения Христова, о котором Господь говорил и Сам: "Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф. 12: 38-40).

В ирмосе 6-ой песни канона Крестовоздвижения, смысл раскрывается еще глубже: молитва Ионы во чреве кита с распростертыми руками - прообраз крестной молитвы и страданий Господа.

Ирмос: Во́днаго зве́ря во утро́бе/ дла́ни Ио́на крестови́дно распросте́р,/ спаси́тельную Страсть прообража́ше Я́ве./ Тем, тридне́вен изше́д,/ преми́рное Воскресе́ние прописа́ше/ Пло́тию пригвожде́ннаго Христа́ Бо́га// и тридне́вным Воскресе́нием мир просве́щшаго.

Песнь 7

Ирмос: О́троки от пе́щи изба́вивый, быв Челове́к, стра́ждает я́ко сме́ртен, и стра́стию сме́ртное в нетле́ния облачи́т благоле́пие, Еди́н благослове́н отце́в Бог и препросла́влен.

Ирмосы 7-ой песни всегда посвящены чуду избавления трех отроков Анании, Азарии и Мисаила от сожжения в вавилонской печи. Эти юноши, пребывая в плену вавилонском, не осквернили себя жертвоприношением идолу, за что были брошены по приказу Навуходоносора в огромнейшую жертвенную печь, где должны были сгореть моментально. Но сошедший ангел оросил юношей, и они остались целыми и невредимыми.

Это довольно сложный образ и непорочного зачатия по воле Отца от Духа Святого и Рождества Христова, Который, прошедши сквозь утробу Богородицы, не нарушил Ее девства.

То есть три отрока еще и символизируют Святую Троицу. Обраите внимание на 7-ой ирмос канона Пятидесятнице:

Ирмос: Согла́сная возшуме́ орга́нская песнь, / почита́ти златосотворе́нный безду́шный истука́н, / Уте́шителева же светоно́сная благода́ть почеству́ет, / е́же вопи́ти: / Тро́ице Еди́ная, Равноси́льная, Безнача́льная, благослове́на еси́.

Также это и образ Воскресения, ибо смерть, которую в данном случае символизирует вавилонская печь, была не властна над Христом.

Фото Сергея Михеева
Фото Сергея Михеева

Песнь 8

Ирмос: Сей нарече́нный и святы́й день, еди́н суббо́т Царь и Госпо́дь, пра́здников пра́здник и торжество́ есть торже́ств, во́ньже благослови́м Христа́ во ве́ки.

8-ой ирмос прославляет Бога как Царя царей и Пасху как царицу праздников. В других канонах нередко 8-ой ирмос вновь раскрывает чудо спасения трех отроков, как, например, в каноне Крещению Господню:

Ирмос: Тайну преславную Вавилонская показа пещь, источившая росу, яко струями имяше невещественный Огнь восприяти Иордан, и объяти плотию крещаема Зиждителя; Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.

Обратите внимание на то, что здесь раскрыт еще один образ вавилонской печи - это Иордан, в Который вошел безгрешный Господь, освятив естество вод.

Песнь 9

Ирмос: Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не, Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рожде́ства Твоего́.

9-ый ирмос абсолютно всегда посвящен Богородице и Рождеству от Нее Спасителя мира. В пасхальном каноне прославляется Церковь, названная здесь небесным Иерусалимом. Под горой Сионом разумеется здесь ветхозаветная Церковь. А соединила ветхое и новое в Себе Матерь Божия, ставшая плодом жизни лучших людей Ветхого Завета и родившая Подателя Завета Нового!

В каноне Рождества Христова раскрывается сошествие Его на землю и образ Богоматери как престола Царя:

Ирмо́с: Та́инство стра́нное ви́жу и пресла́вное: Не́бо – верте́п, престо́л Херуви́мский – Де́ву, я́сли – вмести́лище, в ни́хже возлеже́ Невмести́мый – Христо́с Бо́г, его́же, воспева́юще, велича́ем.

На этом мой краткий экскурс в понимание библейских смыслов, заложенных в ирмосы, окончен. Надеюсь, что было интересно.

Благодарю за внимание! Прошу оценить статью и подписаться на канал!