Как вы, наверное, и сами очень хорошо знаете, последние полтора года у нас прошли в практически нескончаемой дискуссии о том, что происходит с людьми, которые поддерживают все происходящее. И о том, насколько в этом виноваты те, кто обманывает этих людей, заряжает их агрессией, искажает действительность и придумывает все новые и все более невероятные и безумные поводы для того, чтобы оправдать в глазах этих людей откровенное и неприкрытое зло.
Как и многие из вас, все это время я пыталась разговаривать с такими людьми, приводила множество разумных и понятных аргументов в поддержку своей позиции, наглядно показывала несостоятельность и противоречивость аргументации с «той» стороны. И вот, после очередного такого разговора, я как-то вдруг сразу резко выдохлась и сказала себе – стоп. Я больше не буду этого делать. Не буду с ними спорить и в чем-то их убеждать. Не потому что я устала или поняла всю бесполезность и бессмысленность этих попыток – я до сих пор считаю, что смысл в этом есть и делать это можно. Просто я больше не могу.
Мне вдруг стало до тошноты противно и довольно страшно, потому что я очень ясно поняла, что с «той» стороны просто нет хороших людей. По-настоящему хороших и добрых. И дело даже не в глупости или какой-то слепой доверчивости к официальному слову. Потому что даже очень недалекому и совсем не образованному, но при этом все-таки хорошему человеку понятно, что нельзя добиваться блага для себя ценой смерти и страдания других людей. Что ни одно благо такой цены не стоит.
А для плохих людей это не очевидно. Им – нормально, когда ради какого-то блага, пусть и не мифического, а даже вполне конкретного, страдает и гибнет даже не совсем чужой им человек. Даже их сосед или родственник, или даже близкий. Они всегда могут эти страдания и гибель чем-то оправдать, придумать какие-то причины. И им даже невдомек, что никаких таких причин на самом деле не существует и не может существовать. Что жизнь – любая – это высшая ценность и ничего на нее обменять невозможно.
Именно в этом и заключается, думаю, главная причина того, что такому огромному количеству людей все происходящее, как говорит сейчас молодежь, «зашло». В непонимании этой довольно простой и базовой, в общем-то, для человечества вещи. И любые аргументы с нашей стороны всегда будут вдребезги разбиваться об это самое непонимание, об эту совершенно глухую стену, об эту нравственную покалеченность таких людей. Их не убедить, потому что базовый смысл этики для них просто недостижим. И да – они это выбрали, потому что быть плохим или хорошим выбирает сам человек.