Найти тему
Архивариус Кот

Когда слов не хватает…

Сегодня я появляюсь не в свой обычный день и не с продолжением прежней темы (ждущих статей об Островском прошу не волноваться: вторая публикация о Людмиле уже написана и завтра, в обычное время, будет опубликована). Просто «взыграло ретивое», и закричал Кот своё, хоть и запоздалое, «мяаааааааааааааааааау!»

Сегодня Дзен подкинул мне статью автора, пишущего под псевдонимом «Доктор online», напечатанную полтора года назад, но ранее мной не читанную (я на этот канал не подписана, хотя некоторые публикации его читала - с очень неоднозначными впечатлениями). Статья озаглавлена «Наташенька Апухтина: как сложилась жизнь девушки, послужившей прототипом пушкинской Татьяны Лариной».

О «Наташеньке Апухтиной», в дальнейшем Наталье Дмитриевне Фонвизиной, я писала много (сейчас повторяться не буду – вот первая статья цикла), доказывая, в частности, и то, что называть её прототипом Татьяны – большая натяжка. И, наверное, если бы автор ограничился только этим утверждением, промолчала бы по принципу «Не любо – не слушай, а врать не мешай».

Но беда в том, что автор обращается с фактами из биографии Пушкина, мягко говоря, очень вольно, а по существу – показывает, простите, своё невежество. А читатели за прошедшие полтора года уже снабдили публикацию огромным количеством благодарностей за сообщение интереснейших вещей. Вот тут я и не выдержала.

Итак, рассказав о событиях, предшествовавших замужеству Фонвизиной, и о её встрече с когда-то любимым, автор пишет: «В Москве эту сплетню пересказывали и так и эдак. Там её и услышал вернувшийся из ссылки Александр Пушкин. Так родился сюжет "Евгения Онегина". На тот момент Пушкин не мог знать, что будет дальше с его героями. Для своего произведения он только позаимствовал происшествие с незадачливым женихом Наташи Апухтиной».

Коротко – из биографии Пушкина. В Москве после ссылки поэт появился 8 сентября 1826 года. В это время он работал параллельно над пятой и шестой главами романа, а начал писать его на юге («Писано в Бессарабии» - примечание поэта к первой главе). Когда «родился сюжет»? И почему, вернувшись из ссылки, Александр Сергеевич «не мог знать, что будет дальше с его героями»? Приговор участникам восстания 14 декабря уже был объявлен.

Читаем дальше: «Годы каторги по стечению обстоятельств рядом с Фонвизиными проводили те, кто являлся прототипами романа "Евгений Онегин". Романтичный Ленский угадывался в Вильгельме Кюхельбекере, самозабвенно сочинявших вирши в духе знаменитого "Куда, куда вы удалились..." Со смехом вспоминали друзья и в действительности состоявшуюся дуэль Кюхли с бывалым дуэлянтом Иваном Пущиным. Дуэль, в отличие от романа закончилась комично: стрелявший первым Кюхля промазал по противнику и чуть не убил секунданта, прострелив ему шляпу. Пущин стрелять не стал, от души рассмеялся, обнял Кюхлю и пригласил всех пить шампанское» (прошу прощения за огромную цитату, но иначе не могу).

Опять же, оставим на совести автора отождествление Ленского с Кюхлей – какие-то черты его, возможно, и использованы, но только отдельные черты (тоже писала об этом). Не знаю, был ли Пущин «бывалым дуэлянтом», только дуэль эта, по рассказам очевидцев, у Кюхельбекера была… с Александром Сергеевичем Пушкиным (из-за знаменитой эпиграммы – «и кюхельбекерно, и тошно…»).

Однако автору статьи и этого мало – и он делает великое открытие: «Но комический исход реальной дуэли не помешал узнать окружению поэта истинного прототипа главного героя Евгения Онегина. Конечно, это Пущин. С кем, как не с ним гулял Пушкин по Летнему саду? Про кого ещё можно было сказать "учёный малый, но педант". В чьих устах звучала бы естественно фраза "когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел"? Известный множеством амурных приключений лейб-гвардии поручик Иван Пущин наотрез отказывался идти под венец».

Я очень много прочитала о романе и его герое. Но, признаюсь, утверждение «Онегин=Пущин» увидела впервые. Общее между героями - только холостяцкая жизнь.

Что же касается характера… Как бы мы ни оценивали Онегина, всё же останется –

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

А Пущин (ему в момент восстания декабристов было двадцать семь)? Я уже не говорю о деятельности его как члена тайного общества, но сам автор проговорился, что был он «лейб-гвардии поручик» (уточним: поручик лейб-гвардии Конной артиллерии), но это – до 1823 года, когда, выйдя в отставку после конфликта с великим князем Михаилом Павловичем, Иван Иванович становится судьёй в 1-м Департаменте Московского Надворного Суда, вызвав немалое удивление своих знакомых. А Пушкин в черновой редакции «19 октября» писал ему:

Ты, освятив тобой избранный сан

Ему в очах общественного мненья

Завоевал почтение граждан.

Очень похоже на Онегина, которому «труд упорный был тошен»?!! Кстати, в романе Пушкин с Онегиным гуляли не по Летнему саду…

Я, конечно, свой комментарий под статьёй оставила, спросив автора, не стыдно ли ему не знать общеизвестных вещей. Ответ получить не надеюсь из-за давности публикации.

Зачем сейчас написала об этом? Ну, во-первых, не смогла смолчать. Во-вторых же, сейчас в Дзене появилось множество статей и каналов, авторы которых (как правило, прибавляющие к своему нику предложение каких-то услуг), имеющие менее сотни подписчиков, пишут, простите, совершенное непотребство, доходящее до плагиата, откровенной лжи и подчас порнографии. С них, как говорится, «взятки гладки». Но когда подобное обращение с фактами позволяет себе автор, позиционирующий себя как интеллигентного человека и имеющий, как сообщается, 195,4K подписчиков, - тут уж, как говорится, «слов нет – одни выражения». Да и те заканчиваются…

Ваш разгневанный Кот.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь