Хотя к Абдурахману Везирову в Азербайджане негативное отношение, он считается одним из виновников событий 20 января, на мой взгляд не все так просто.
Этот шлейф больше связан с пропагандой НФА, которая превратила его в клоуна, заботящегося о строительстве бань, и согласившегося с вводом войск в Баку.
Однако, если рассмотреть фигуру Везирова не зашоренным взглядом, почитать, что он говорил и делал в то время. Отследить его биографию, то мы получим одного из немногих руководителей Азербайджана, который пытался бороться с коррупцией, клановостью, национализмом и прочими пороками, которые стали особенно проявляться в, 80-х.
Мне кажется, это был такой наивный пламенный коммунист совершенно оторванный от тогдашних реалий СССР. (Напомню, до назначения на пост Первого Секретаря, он 12 лет работал, сначала Генконсулом в Индии, а потом Чрезвычайным и Полномочным послом СССР в Пакистане.)
И если уж пошла речь о 20 января, то Везиров был снят с должности 18 января 1990 года, после того, как 15 января вышел "Указ об объявлении чрезвычайного положения в НКАО и прилегающих районах".
Я это все к тому, что давайте оценку фигур из новейшей истории оставим потомкам. Когда над ней (и ними) будет не так довлеть структура сегодняшнего политического момента.
Лучше изучить более давние события, уже мало влияющие на сегодняшний день.
Везировы
О Гейдаре Алиевиче, его происхождении, достаточно широко известно, а вот о Везироваых почти нет информации.
Тем не менее это старый дворянский род ведущий свое начало от везиря Карабахского ханства Мирза Джамал Джеваншир Карабаги (1773 — 1853), получившего дворянство с приходом Российской империи. Который, в свою очередь, происходил из одной из ветвей карабахских ханов (Джеванширов).
В роду достаточно много известных в Азербайджане личностей: военные орденоносцы Российской империи, депутаты времен АДР, поэты, государственные деятели, дипломаты, ученые, даже есть Герой Социалистического Труда, с четырьмя орденами Ленина и шестью "Трудового Красного Знамени".
Но наибольшего успеха все-таки достиг правнук карабахского везиря Абдурахман Халилович Везиров.
И дело даже не в том, что он стал Первым секретарем ЦК Компартии АзССР. Часто забывают, что Везиров 11 лет (1959—1970 гг) был секретарем Центрального Комитета ВЛКСМ — высота в то время не доступная азербайджанцам.
Мне кажется и это сыграло роль в интерпретациях его деятельности.
Между прочим, дружил с Гагариным:
Алиев и Везиров
(Все цитаты из книги Везирова "Моя дипслужба")
Конец 1969 года. Везирова вызывают в ЦК и говорят, что что новый руководитель Азербайджана Гейдар Алиев обратился в Москву с просьбой направить его в Баку.
В то время, если помните, Гейдар Алиевич развернул широкую борьбу с коррупцией в республике и ему нужны были честные, а главное не связанные с местными кланами, руководители.
Пока вопрос находился на рассмотрении, в подмосковный санаторий "Барвиха" прилетает отдыхать Алиев.
Действительно прилетает на отдых, или делает это чтобы встретиться с Везировым, нам неизвестно. Но такие ходы в духе Гейдара Алиевича.
Это уже январь 1970 года. Алиев звонит Везирову и предлагает встретиться.
Встретились, познакомились. Он сказал, что помнит меня как Первого секретаря ЦК комсомола Азербайджана. Поинтересовался моим мнением относительно возвращения в Баку. Я ответил, что хотел бы быть полезным родной республике и что мне импонирует объявленная им линия на противостояние негативным явлениям.
Здесь Везиров лукавит.
Я послушал его последнее интервью, данное в 2019 году, там Абдурахман Халилович говорит, что в Москве он был первым на селе (в смысле азербайджанцем), а в республике был бы "одним из". Поэтому очень не хотел возвращаться через 11 лет.
Единственное, что его привлекало, та самая заявленная борьба "с пережитками".
Везиров едет в Кировабад и начинает чистки.
Я приблизительно представляю, как это воспринял кировобадцы, также позже его работу воспримут в Баку — чужак не знакомый с местной спецификой рубит все под корень. (Кстати, Везиров родом из Бинагадов.)
Однако ЦК его работу очень положительно. За четыре года в Кировобаде, Абдурахман Халилович получат два ордена — "Октябрьской Революции" и "Трудового Красного Знамени".
Однако ситуация в Азербайджане стала потихоньку меняться, борьба с коррупцией стала стихать, а на месте прежних образовываться новые элиты. И это мы помним.
Везирова переводят руководить Промышленно-транспортным отделом ЦК Компартии республики.
Друзья пробовали помочь, однако на попытки моего перевода в Москву, в частности, в ЦК КПСС, ответ из Баку был один и тот же: "В республике не хватает кадров". Как-то министр иностранных дел республики Таира Акперовна Таирова сообщила, что в МИДе СССР намеревались направить меня Генеральным консулом в Стамбул, однако Алиев не дал согласия. Лишь с четвертого захода - уже без согласования с ним - состоялось решение ЦК КПСС, и я покинул Баку.
Однако до этого, был еще один примечательный диалог с Первым Секретарем. Состоялся он 9 декабря 1975 года, когда поздним вечером зазвонила правительственный телефон и Гейдар Алиевич вызвал Везирова к себе.
Здесь наверное надо отметить несколько моментов:
- Как Гейдар Алиевич боролся за ценные для республики кадры.
- Не вел подковерных игр, а говорил открыто.
- Что ценил Везирова настолько, что готов был спорить с Москвой.
Когда уже Везиров был в Москве, в Баку отправили запрос на его характеристику. Ожидать можно было много, учитывая восточное коварство и то скольким кланам была попорчена жизнь.
Но характеристику визировал сам Алиев (а возможно и написал):
В характеристике, подписанной Г.А. Алиевым, говорилось: "Тов. Везиров А.Х. инициативный и энергичный работник, обладает хорошими организаторскими способностями. Принципиален, требователен к себе и подчиненным. Общителен, систематически работает над повышением своих знаний, глубоко разбирается в вопросах внешней и внутренней политики партии, обладает широким кругозором, высокой эрудицией. Пользуется заслуженным авторитетом в республике, является членом ЦК КП Азербайджана и депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР..."
Вот такая вот история..
Абдурахман Халилович Везиров умер 10 января 2022 года. Ровно через 42 года после той первой встречи с Гейдаром Алиевичем в "Барвихе".
Провожающих его в последний пусть почти не было. Только одна женщина плакала над гробом — сестра Баяз Везирова — мама Тимура Вайнштейна