Найти в Дзене
Арт-альбом

Художник с великою душою. Василий Васильевич Верещагин

Творчеству Василия Верещагина по праву принадлежит одно из ведущих мест в русском живописном наследии. Многие передовые деятели культуры считали его одним из лучших художников XIX века.

Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии. Семья Верещагина происходила из старинного дворянского рода. В 7-летнем возрасте Василий поступает в Александровский царскосельский малолетний корпус, а через 3 года он попадает в петербургский Морской кадетский корпус. В 1860 году, блестяще сдав выпускные экзамены в корпусе, Верещагин отказывается от карьеры морского офицера и, вопреки воле родителей, поступает в Академию художеств.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Но сухие академические устои, условное подражательное искусство, культивировавшееся здесь, не могли устроить молодого художника. Ему, стороннику реалистического искусства, стали тесны стены Академии. Пробыв там с 1861 по 1863 год и получив малую серебряную медаль за «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», Василий Васильевич уезжает на Кавказ, признанный в то время пристанищем вольного духа.

На Кавказе Верещагин много работает, зарисовывает архитектурные памятники, делает портреты местных жителей. В 1864 году он отправляется в Париж и поступает в Ecole des Beaux Arts учеником к известному Жану Леону Жерому. Через год снова возвращается на Кавказ, где продолжает напряженную работу.

Позднее, когда художник вернулся в Париж, кавказские зарисовки были использованы для создания замечательных рисунков, напечатанные в известном французском журнале Le Tour du monde (позже — на страницах английской прессы), такие, как «Духоборы на молитве», «Религиозная процессия мусульман-шиитов в Шуше», где автор изобличал фанатизм и изуверства.

«Религиозная процессия мусульман-шиитов в Шуше». Бумага, итальянский карандаш, белила, растушка. 1865 г. (фото: Яндекс.Картинки)
«Религиозная процессия мусульман-шиитов в Шуше». Бумага, итальянский карандаш, белила, растушка. 1865 г. (фото: Яндекс.Картинки)

В 1867 году, а затем в 1869-1870-х годах художник путешествовал по Туркестану, где в это время шли военные действия. Верещагину пришлось самому принимать в них участие. За отвагу, проявленную в этой войне, он был награжден Георгиевским крестом.

Результатом путешествия в Туркестан была большая серия рисунков и картин, посвященная жизни населения Средней Азии. Половина картин этой серии — батальной тематики. Одно из наиболее замечательных полотен серии — «Двери Тимура (Тамерлана)» (1872-1873). Эта картина не имела аналога в русской живописи.

«Двери Тимура (Тамерлана)» (фото: Яндекс.Картинки)
«Двери Тимура (Тамерлана)» (фото: Яндекс.Картинки)

Здесь нет описания событий, нет действия. Перед нами главный вход во дворец среднеазиатского владыки Тамерлана, жестокого и беспощадного завоевателя многих народов в XIV веке. У ворот застыли два стражника. Мы не видим их лиц: лицо одного повернуто к воротам, другого — погружено в тень, но невольно ощущается слепая, тупая покорность, отображенная в них. По первому призыву повелителя они бесстрастно уничтожат вся и все. Воины переполнены значением отведенной им роли: охрана Тамерлана. Одежда обоих стражей богата и пышна, торжественно украшены их копья и стрелы — это усиливает впечатление величественности обстановки. Вот-вот ворота откроются, и перед воинами предстанет повелитель...

Поражает неземная красота ворот дворца. Они покрыты тончайшим узором чеканки. С величайшим мастерством Верещагин выписал каждый завиток орнамента двери. Невольно хочется дотронуться до искусной работы. Расположенные в центре полотна, своим великолепием они приковывают внимание окружающих.

Вот что писал В. В. Стасов об этом полотне: «... Эти два древних среднеазиата из среды полчищ Тамерлановых, сторожащие в полном живописном своем вооружении дверь своего страшного владыки, были написаны до такой степени совершенно, что никогда не могли с ними равняться все лучшие подобного рода картины Жерома и других талантливейших его товарищей. Чудесно-художественная скульптура двери, солнце, упавшие тени, рельефы человеческих фигур, правда живых, по-восточному пестрящих красок — все это было несравненно».
Главная сила Верещагина — в обработке деталей. Еще И. Н. Крамской указывал на эту сторону его таланта, одновременно, как на достоинство и недостаток живописца. Глаз зрителя очаровывается первым делом на блестяще выписанном фоне, затем переходит на нередко изумительную технику подробностей одежд и аксессуаров и наконец, останавливается на лицах.

Картины Туркестанской серии

«Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 г. (фото: Яндекс.Картинки)
«Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 г. (фото: Яндекс.Картинки)
«Апофеоз войны», 1871 г. (фото: Яндекс.Картинки)
«Апофеоз войны», 1871 г. (фото: Яндекс.Картинки)
«Забытый», 1871 г. (уничтожена художником). Фото: Яндекс.Картинки
«Забытый», 1871 г. (уничтожена художником). Фото: Яндекс.Картинки
«Торжествуют», 1871-1872 гг. (фото: Яндекс.Картинки)
«Торжествуют», 1871-1872 гг. (фото: Яндекс.Картинки)
«В горах Алатау» 1869-1870 гг. (фото: my.tretyakov.ru)
«В горах Алатау» 1869-1870 гг. (фото: my.tretyakov.ru)
 «Нападают врасплох», 1871 г. (фото: muzei-mira.com)
«Нападают врасплох», 1871 г. (фото: muzei-mira.com)
«Смертельно раненный», 1873 г. (фото: my.tretyakov.ru)
«Смертельно раненный», 1873 г. (фото: my.tretyakov.ru)

В 1873 году в Лондоне, а затем в 1874 году в Петербурге и в Москве Верещагин показал свою Туркестанскую серию.

В Петербурге, в 1874 году, прошла первая масштабная выставка художника. Тогда от желающих увидеть картины не было отбоя — залы Министерства внутренних дел едва вмещали всех посетителей. Весь тираж каталогов выставки — 30 тысяч экземпляров — раскупили.

Но высшие государственные чины не одобрили работ Верещагина: незадолго до выставки император подписал указ о всеобщей воинской повинности, и от художника ожидали триумфальных полотен с победными атаками, портретов военачальников с орденами. А Верещагин изображал обратную сторону батальных сцен: нечеловеческий труд, измученных, раненых, погибших людей. Художника обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу.

Многие коллеги-художники упрекали Верещагина за стиль: он щедро использовал яркие краски, а это было нетипично для академической живописи тех лет. Однако Иван Крамской назвал серию успехом русской школы, а Павел Третьяков приобрел всю Туркестанскую серию за большие деньги.

С этих пор начинается известность Верещагина, усилившаяся в конце 1870-х годов, после его выставки огромных индийских мотивов — в 1874-1876 и в 1882-1883 годах художник совершил две поездки в Индию. Василий Васильевич написал большую серию картин и этюдов, ставшую своеобразной антологией жизни и быта народов Индии, которые он показывал в Вене, Париже, Берлине, Петербурге и Москве.

«Мавзолей Тадж-Махал близ Агры», 1874 г. (фото: my.tretyakov.ru)
«Мавзолей Тадж-Махал близ Агры», 1874 г. (фото: my.tretyakov.ru)
«Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх», 1877 г. (фото: my.tretyakov.ru)
«Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх», 1877 г. (фото: my.tretyakov.ru)
«Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме», 1874 г. (фото: my.tretyakov.ru)
«Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме», 1874 г. (фото: my.tretyakov.ru)

Во время последней русско-турецкой войны Верещагин находился на Дунае при отряде М. Д. Скобелева и создал целый ряд батальных картин, весьма оригинальных по композиции, но к сожалению, не всегда удачных по колориту. Он задался целью раскрыть истинное лицо войны. И снова Верещагин в гуще военных действий. «Выполнить цель, которой я задался, дать обществу картины настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека», — говорил художник. Он подвергался тем же опасностям, видел те же ужасы войны, что и каждый русский солдат. Отсюда документальность и правдивость его картин, таких, как «Перед атакой. Под Плевной», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», «Побежденные. Панихида». Война представлена здесь как самое драматическое событие в жизни народа.

«Перед атакой. Под Плевной», 1877-1878 гг. (фото: my.tretyakov.ru)
«Перед атакой. Под Плевной», 1877-1878 гг. (фото: my.tretyakov.ru)
«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1877-1878 гг. (фото: my.tretyakov.ru)
«Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», 1877-1878 гг. (фото: my.tretyakov.ru)
«Побежденные. Панихида», 1877-1878 гг. (фото: my.tretyakov.ru)
«Побежденные. Панихида», 1877-1878 гг. (фото: my.tretyakov.ru)

Василий Васильевич Верещагин известен также как литератор. Им издано несколько книг воспоминаний и путешествий, снабженных автобиографическими иллюстрациями. В 1883 году он написал книгу «Очерки, наброски, воспоминания» — ее перевели на немецкий, французский, английский, датский языки. Вскоре вышел в свет трактат «О реализме» на английском и немецком языках.

На протяжении 17 лет (1887-1904 гг.) Василий Васильевич создавал картины, посвященные Отечественной войне 1812 года. Серия включает 20 законченных картин, а также большое количество этюдов и рисунков.

«Не замай! Дай подойти!», 1887-1895 гг. (фото: Яндекс.Картинки)
«Не замай! Дай подойти!», 1887-1895 гг. (фото: Яндекс.Картинки)
«Ночной привал великой армии», 1896-1897 гг. (фото: catalog.shm.ru)
«Ночной привал великой армии», 1896-1897 гг. (фото: catalog.shm.ru)

Едва ли найдется художник в XIX веке или ранее, так много путешествующий и посетивший столько далеких стран, как Верещагин. В 1901 году он побывал на Филиппинах, затем художник дважды посетил Кубу, потом — Америку и даже написал портрет ее президента. В 1903 году Верещагин посетил Японию.

Вспыхивает русско-японская война, и Верещагин срочно уезжает на Дальний Восток, чтобы снова изобличить войну, написать правду о ней.

Это была последняя поездка Василия Верещагина. 13 апреля 1904 года во время атаки на броненосец «Петропавловск» художник погиб. Очевидцы говорят, что даже в свою последнюю минуту Василий Васильевич что-то рисовал в походный альбом.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Критик В. В. Стасов, оценивая творчество Верещагина, говорил, что он вошел в историю искусства «не потому только, что обладал великим художественным талантом, а потому, что обладал великою душою».

__________________________________

Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!

С уважением, автор канала Наталья