Найти в Дзене
Tetok.net

Я злой, потому что семья у нас разваливается

- Юрка, котлету будешь?

- Какую котлету?

- Полуфабрикатную, в магазине купил.

Юрка немного помолчал, подумал.

- Не, сейчас мама придет, что-нибудь вкусное приготовит.

- Мама скорее всего надолго задержится. Так что – котлету будешь?

- Тогда давай. С макаронами.

- Лады.

Костя кинул на сковородку две котлеты. Потом немного подумал и кинул еще одну – для Людмилы. Она, конечно, такого есть не будет, и наверняка уже поужинала у подруги Ларисы, но мало ли что.

Напряженная обстановка в семье уже начинает нарастать, и все из-за Людиной подружки Ларисы. Конечно, жаль ее – попала в страшную аварию, осталась инвалидом, еле ходит, но Люда отрастила себе такое чувство ответственности перед подругой, что готова у нее дневать и ночевать, чтобы ухаживать за несчастной Ларисой.

Поели, через час явилась Люда.

- Соскучильсь, мальчики? А я немножко задержалась, мои хорошие. Но сейчас я быстро на кухню и курочку пожарю вам. Такую – с хрустящей курочкой, как вы любите.

- Спасибо, мы уже поели, - сдержанно сказал Костя.

Люда подняла крышку сковородки, на ее дне лежала одинокая котлета – серая и невзрачная на вид, совершенно неаппетитная.

- Фу, какую гадость вы ели, - она сморщила носик. – Не могли меня дождаться?

- Ты три часа назад должна была приехать с работы. А вообще-то мы уже привыкли к твоим опозданиям.

- У Ларисы давление поднялось, пришлось задержаться.

- Давление, температура, генеральная уборка, что дальше? Может ты у нее жить останешься? Или давай ее в Юркину комнату поселим, а сами в одной жить будем, зато ты с работы домой начнешь возвращаться, а не через Лариску.

- Ну хватит ерничать. Ты же знаешь, что Ларисе кроме меня некому помочь.

- Как это некому? У нее есть собственная дочь! Но ты же мать Тереза, мол, поезжай, Светочка, в свой институт доучивайся, я тут сама за мамой пригляжу. Тетка Ларисы звала в деревню, так вы с подружкой такой вой устроили, что там приличных условий для проживания нет. На такие дела есть соцработники, и не такая уж твоя Лариска и калека, чтобы себя не обслужить.

- Костя, ну как ты можешь такое говорить?

Вообще-то Костя был во многом прав, но у Люды было свое, особое мнение. Лариса была ее давней подругой, еще со студенческих лет, стаж дружбы – почти четверть века. Она рано потеряла своих родителей, была в разводе с мужем и вырастила дочь Свету. Кто же знал, что так обернется – Лариса села в такси и попала в аварию, как итог – сложно передвигаться даже по дому: с палочкой и по стеночке. До этого была долгая реабилитация, на студенческие каникулы Света забрала мать домой и даже в отчаянии задумывалась перевестись на заочный, но Люда ей сказала:

- Поезжай, Светочка, доучись нормально, я за мамой присмотрю.

Обрадованная Света уехала, она прекрасно знала, какая ответственная Людмила, пообещала – сделает. Приезжала к Ларисе и ее тетка, хозяйство свое она бросить не может, а за племянницей присмотрела бы, если бы ее транспортировали в деревню. Тогда действительно женщины возмутились.

- Я не уеду из своей квартиры! – негодовала Лариса.

- Куда ее в ваши условия тащить? – пожимала плечами Люда.

Все дело усложнялось тем, что Лариса жутко боялась одиночества, просто какая-то паранойя началась. Понять ее было можно – потеря родителей, развод с мужем, учеба дочери в Питерском институте. Можно было еще заполнить свою жизнь работой в коллективе, но эта авария будто всю жизнь перечеркнула. К тетке она ехать не хотела еще по одной причине – в городе из окна хотя бы видна оживленная улица, а в деревне на что смотреть из окошка? На яблоньку с забором? Поэтому Ларисе как воздух нужна была Люда, даже ради того, чтобы рядом был живой человек. Лариса иногда даже выдумала причины, по которым подруга просто вынуждена была к ней приехать, Люда это чувствовала и все равно приезжала.

Но с другой стороны и Костя прав. Вот уже почти полтора месяца как Люда мотается к Ларисе после работы, иногда задерживается у нее допоздна. Начались ссоры – дома муж, который на два часа позже Люды возвращается домой с работы, и двенадцатилетний сын, всех надо кормить. Они в состоянии сделать себе простые блюда, но это же не дело, надо что-то вкусное готовить.

- Ты что – такой злой, потому что голодный?

- Нет, я тебе уже сказал – мы поели. Я злой, потому что семья у нас разваливается – жены и матери дома нет. Ты даже по выходным у Лариски. Сходить в кино или к друзьям не с кем, ведь тебе надо быть со своей больной подружкой. Между прочим, она навсегда останется на инвалидности, так ты к ней постоянно будешь бегать?

- Вообще-то Света закончит учебу и приедет.

- Это еще два года. А она может там и замуж выскочить, так что делать? Муж может не принять тещу на инвалидности – зачем ему это надо? В общем – для тебя Лариска обуза по жизни. А мы с Юркой как же?

- Не смей так о моей подруге! – у Люды задергалась нижняя губа, вот-вот заплачет. - Она мне не обуза.

- Ладно, - чуть спокойнее сказал Костя. – Будешь ужинать?

- Я не буду есть эту котлету! – поморщилась Люда. – И вообще, я поела с Ларисой.

- Как хочешь, тогда Тишка съест! – Костя со злостью швырнул котлету в собачью миску. Тишка подошел, понюхал и даже не притронулся к такой еде.

Когда уже готовились ко сну, на телефон Люды позвонила Лариса. По разговору было понятно, что та звала ее на следующий день по каким-то важным делам уже с раннего утра, хоть был выходной день. Люда не отказала.

- Так, с меня хватит!

Костя взял мобильник жены и набрал номер телефона Светы.

- Света, здравствуй! В общем так – или ты переводишься на заочный и приезжаешь сюда заботиться о матери, или наша семья разрушится. Что значит – не могу? Это твоя мать, твои проблемы! Как хочешь, хоть бросай свой институт и устраивайся тут на работу. Делай что хочешь, но, чтобы ты здесь была как штык!

Люда пыталась вырвать трубку, кричала плачущей Свете что все будет нормально, но Костя поставил твердое условие – или подруга, или семья. Легли спать крепко поссорившись. Утром, пока муж спал, Люда отправилась к Ларисе. По дороге она позвонила Свете.

- Светочка, ты еще не звонила маме? Нет? Не переживай, я все разрулю, мама будет в порядке, учись там спокойно. Это просто Костя сгоряча так наговорил. Все, успокойся.

Лариса сидела перед ноутбуком и что-то в нем выискивала.

- Совсем меня эти боли в суставах замучили, - пожаловалась она. – Вот тут мне посоветовали один физиотерапевтический аппарат купить, чтобы им лечиться. Ты можешь съездить и мне его купить? Правда денег у меня сейчас нет, на следующей неделе отдам. Он двенадцать тысяч стоит, но устала я от этих болей.

- Кто посоветовал? Врач?

- Нет, знакомая, но она плохого никогда не посоветует.

Ну что не сделаешь для любимой подруги. Поехала, купила, стали разбираться в нем, да и легкую уборку затеяли.

- Ларис, у меня семья разваливается, - Люда старалась говорить осторожно. – Мужа можно понять – они с Юркой постоянно одни дома, меня не видят.

- Что, жрать себе не могут приготовить?

- Да дело не в еде, приготовить-то они могут. Хотя тоже – муж на два часа приходит позже с работы, а дома шаром покати. Я же с работы к тебе бегу, надо помочь, но и им одним дома без меня плохо, будто сироты. Что это за семья? Костя мне уже разводом пригрозил.

- Ну так в чем проблема – бери Юрку, переезжай ко мне, если он выгонит.

Люда серьезно посмотрела на подругу. Вроде бы Лариса ее знает четверть века, все должна понимать, но так спокойно отреагировала на угрожающий Люде развод! Нет, чтобы сказать, что визиты надо сократить до минимума, но Лариса нашла «простейший выход из положения».

- Ларис, ты что – шутишь? Ты понимаешь, что у меня семья разваливается, потому что я к тебе по любому зову еду? Между прочим, ты многое сама можешь сделать, себя обслужить, даже супчик сварить и пыль вытереть, но я тебя жалею – езжу к тебе, спасаю от одиночества. Так и ты пожалей, спаси мою семью, не требуй от меня столько внимания.

- Если бы ты была в моей шкуре, то ты бы меня поняла.

- Так и ты пойми, побывай в моей шкуре, у меня семейная жизнь на волоске!

Начались разногласия, и именно на этой невеселой нотке позвонил Юрка:

- Мама, ты что – забыла? Мы же хотели съездить и на лошадях покататься! Мы же записаны!

Ой, как же она могла забыть?! Действительно все вылетело из головы. Люда уходила от подруги с тяжелым сердцем, Лариса действительно обиделась на нее, так ничего и не поняв. Люда поспешила домой и встретила у подъезда Костю с Юрой - они садились в машину.

- Мама, уже опаздываем! – отчаянно закричал Юра. – Там вовремя надо приезжать.

- Машина с утра не заводилась, - хмуро сказал Костя. – Пришлось ехать в автосервис, дорогую деталь менять. Денег у меня нет, но в понедельник получу. Придется твою карту тратить – и на бензин, и на развлечения.

- Ой! А у меня только полторы тысячи! Я Ларисе аппарат купила.

Пока дозванивались все друзьям и знакомым в поисках денег до понедельника, поняли – на свою запись они уже опоздали. Юрка понуро вернулся домой и закрылся в комнате, Костя молчал. Люда специально при муже позвонила Свете:

- Светочка, извини, но у меня действительно рушится семья. Придумай что-нибудь, но приезжай домой, к маме. Прости меня, что не потянула.

А через несколько минут позвонила Люде Лариса:

- Что же ты мою дочку так расстроила? Она в трубку рыдала. Не надо ко мне ездить, не нуждаюсь я больше в твоей помощи. Уеду к тете в деревню. Что ж, видимо судьба у меня такая.

Лариса сказала это таким тоном, будто Люда была виновата в ее инвалидности и в том, что у подруги такая судьба. Еще долго у Люды тянулось чувство вины перед подругой, особенно когда она звонила Ларисе в деревню, а та коротко и сухо ей отвечала. Но ничего, зато Люда сохранила свою семью, и это главное.