Высокое и низкое искусство. Как это? Как разграничивали произведения искусства? Высшее и низшее – это как плохое и хорошее? Давайте все по порядку. Мы с вами привыкли смотреть на картину и говорить хорошая она или плохая. Однако эти понятия никак не относятся к той системе, о которой мы с вами сегодня будем говорить. Эта система как раз и разграничивает искусство низкого сорта и высокого. Она была разработана в XVII в. Андреем Фелибьёном, французским историком. И существовала вплоть до XIX в.
Система иерархии жанров: Высшее
• Изображение людей – желательно многофигурные композиции в стиле Академизма
• Картины с животными
• Пейзаж
• Натюрморт
Низшее
Как вы поняли натюрморт и пейзаж считался низшим искусством и был доступен каждому простому человеку. А высшее искусство могли приобрести или заказать только очень обеспеченные патроны. То есть тогда искусство разделилось на элиту и масс медиа. Элитное искусство выставлялось в Салоне. Салон – Престижная государственная выставка в Париже, занималась выставкой и отбором работ, поддерживались только работы в стиле академизм. Формула Салонного искусства:
• Девушка – обязательно пышногрудая красавица, краснощёкая и желательно, полуобнаженная.
• Интерьер – роскошный, и полный изящных деталей
• Акцент – на дорогих тканях и одежде
Главной целью Салона и элитных художников конечно же была монетизация. Художники того времени:
Джошуа Рейнолдс – английский живописец, теоретик. Писал картины для заказчиков, однако вставлял героев картины в определенным мифологический сюжет. Из-за чего его картины были очень ценны и высокооплачиваемы.
Антуан Ватто – французский живописец. Изобрел жанр «галантных празднеств». Где отображены сценки развлечений придворных в ландшафте Аркадии (древнегреческая утопическая страна).
Клод Лоррен – французский рисовальщик, живописец. Он был мастером классического пейзажа, также сумел легализовать пейзаж в эпоху иерархии жанров. Что он делал? Он использовал стаффаж. Стаффаж – еле заметное, второстепенное изображение людей. И он в свой классический пейзаж вписывал не просто людей, а библейских и мифологических героев. Именно это и придало его пейзажам огромную ценность, как среди покупателей, так и среди Салонных критиков.
Наверное, главный представитель Салонного искусства – Вильям Бугро. Его картины проникнуты спокойствием и красотой, будто твой взгляд падает в идиллическое пространство чистоты. Французский живописец известен своими женскими образами (нимфами, купидонами сатирами), которые переплетаются с мифологическим сюжетом.
НО
В XIX в. всё изменилось. Сначала пришли Реалисты. Они писали обыденную крестьянскую будничность, когда в это же время Салон еще боролся за интеллектуальный подтекст картины.
Жан Франсуа Милле – французский художник писал обычных рабочих, крестьян их поселения и обшарпанные домики.
А Густав Курбе – вполне буднично изобразил провинциальные похороны. Когда же появились первые импрессионисты, они смогли разрушить барьер между людьми и искусством. Практически главным их слоганом было – «Между живописью и зрителем не должно стоять никаких интеллектуальных кордонов». Для того времени это было не просто изменение или отклонение – это была революция, протест. Протест? Против чего они протестовали? Этот протест помог искусству - сделаться массовым, а художникам - писать так как хотят они.
Дорогие читатели, дайте пожалуйста обратную связь о статье. Жду ваши комментарии…