С релизом Atomic Heart геймерам напомнили про один из не самых заезженных сеттингов для видеоигр: СССР. Сеттинг Страны Советов в том или ином виде интересен публике — как нашей, так и зарубежной. Вспоминаем игры, где дух и эстетика СССР есть в том или ином виде: будь то яркая фантазия или жуткий образ государства-тюрьмы.
Оптимистичная фантастика и ностальгия
Начнем с позитивного, то есть с игр, где СССР — это яркая эстетика, а не политическое высказывание. Самый главный пример видеоигрового Советского Союза, который любят, кажется, все геймеры — это Red Alert. Во вселенной спин-оффа серии Command & Conquer не придумали ядерное оружие, поэтому технологии пошли совершенно другим путем. Также в этой реальности СССР не только не успел развалиться, но и стал мощным соперником для объединенных сил Европы и США.
Red Alert — это пример «клюквы». Стереотипного образа как Советов, так и «Матушки России», где узнаваемые образы, присущие стране, выкручены до абсурда. Шапки-ушанки, водка, медведи и балалайки. В представлении мира Red Alert, где, справедливости ради, все стороны конфликта максимально смешные: за США выступают агенты, ковбои и боевые дельфины, а за Японию — огромные мехи и самураи.
Поэтому и СССР недалеко ушла от образа живого анекдота: боевые медведи в броне, пехотинцы в валенках с автоматами Калашникова, тяжелые танки. Есть и экзотика вроде осьминогов, топящих подлодки. Но самый узнаваемый образ советской армии в Red Alert — это, конечно же, дирижабль «Киров», самая тяжелая воздушная единица в игре. Потому что в СССР все самое большое!
Однако очень редко СССР выступает именно чем-то ярким: даже в Red Alert, которая буквально упивается мощью «красных», они выступают скорее «злой сюжеткой» и в целом не самым радужным образом. В позитивном ключе Советский Союз применяют как образ ностальгии. Самый известный пример — это бесплатная визуальная новелла «Бесконечное лето». Она рассказывает о том, как обычный житель России случайно попадает в советский пионерлагерь «Совенок», при этом помолодев до подросткового возраста.
Пускай «Бесконечное лето» не блещет выдающимся сюжетом, но при этом захватывает своей густой атмосферой: уютные домики пионерлагеря, жаркое лето, отдых у речки, кружки по интересам, ночные шалости подростков. Это очень теплая игра, в которой просто приятно находиться — если, конечно, не считать странных и попросту мрачных сюжетных линий вроде истории Лены.
Еще одна хорошая игра на эту тему — «Помни» от Ice-Pick Lodge, действие которой происходит в закрытом советском городе. Она рассказывает о группе школьных друзей, которые волей судьбы вновь собираются вместе и вспоминают былые деньки: когда деревья были выше, трава зеленее, а они моложе и радостнее. Как и их сюжет, окружение наполнено теплой ностальгией, которую способен почувствовать даже человек, вживую СССР не заставший. Правда, все же стоит сказать, что игра не совсем про это — только ее начало. Но это уже спойлеры!
Еще одна игра с позитивным образом СССР — это экономическая стратегия Workers & Resources: Soviet Republic, которая сейчас находится в раннем доступе Steam. В ней вам позволяют создать свою советскую республику: строить районы из бетонных многоэтажек, поднимать целину, налаживать производство и торговать с «прогнившим Западом» в годы острой нужды. Ну или наоборот, показать, что советский человек — самый добрый и открытый, и во всем выручать соседей.
По факту это довольно стандартный строительный симулятор, главная фишка которого — это эстетика. Там, где многие видеоигры про возведение домов предлагают усредненный образ западного мегаполиса, Workers & Resources позволяет возводить памятники трудовой партии, прокладывать рельсы красным трамвайчикам и финансировать колоссальных размеров заводы тяжелой промышленности.
Постапокалипсис и упадок
Руины былого — это куда более частый образ развалившегося в реальности СССР. Особенно его любят игры в жанре постапокалипсиса: немудрено, ведь для многих жителей СНГ развал Союза был не дверью к свободе и демократии, а чуть ли не концом света. Это было громкое историческое событие, тектонический сдвиг в политике и психологическая травма, которую многие не отрефлексировали до сих пор. Видимо, поэтому из руин великой страны вырос отличный сеттинг для игр про конец света, мутантов и радиацию.
Самый известный пример — серия S.T.A.L.K.E.R. Уже легендарная игра студии GSC Game World, сиквел которой ждут во всем мире, прочно закрепилась в сознании геймеров и создала, по сути, свой собственный жанр и стиль, отчего другие хотя бы минимально похожие игры называют «сталкер-клонами». Сложно сказать что-то новое про эту серию, поэтому не будем лишний раз размениваться на комплименты.
В S.T.A.L.K.E.R. скорее постсоветский сеттинг: СССР давно развалился, на дворе десятые годы. Так почему она в нашем списке? Виной тому Чернобыльская АЭС, вокруг которой по сюжету игры образовалась аномальная Зона. Ужасная катастрофа на атомной станции, послужившая основой для всего сеттинга S.T.A.L.K.E.R., — это чуть ли не главный символ проблем СССР и его последующего развала. Она, как и развалины старых советских предприятий и военных баз, вместе с прекрасным саундтреком и общей депрессивной гаммой создают уникальную атмосферу на стыке ужаса, печали, меланхолии и ностальгии. Мы потеряли что-то великое, а оставшееся от него нас пугает.
Куда более близка к тематике СССР другая украинская серия игр — «Метро» от 4A Games по мотивам книг Дмитрия Глуховского (внесен Минюстом Р Ф в реестр СМИ — иностранных агентов).
В мире игры произошел конец света, вызванный ядерной войной, еще до развала СССР. Пережить его смогли в основном лишь те, кто спрятался в московском метрополитене и создал мини-мир в туннелях полуразрушенного метро. Станции стали новыми городами, рельсы — дорогами, а еда и патроны — деньгами.
Во всех трех играх серии Metro (на текущий момент — в разработке уже находится четвертая) СССР — исключительно негативный образ. После апокалипсиса государство не исчезло и сохранилось в виде идеологии фракции «красных»: приверженцев старого порядка, которые по примеру прошлого строят новый мир под землей. С генсеком, пропагандой, яркими флагами, вездесущими комиссарами НКВД и уравниловкой.
В первой и особенно второй Metro «Советы» выступают абсолютным злом, наследуя свой образ из книг. Пережившие ад ядерных бомб полковники и аппаратчики унаследовали у тоталитарной страны все самое плохое, чтобы удержать власть на руинах былого мира и подмять под себя все метро.
Еще один пример советского постапокалипсиса — это Atom RPG и ее самостоятельное дополнение «Трудоград». Это «наш ответ» серии Fallout: такой же геймплей с видом сверху, система навыков, перки и абсурдистский юмор, пошаговые бои.
Из-за огромной любви к Fallout только ленивый разработчик из СНГ не пытался сделать его наследника, клона или вовсе убийцу. И, пожалуй, именно Atom RPG ближе всего к любому из этих званий. Не стоит обманываться — до величия игр от Bethesda, Obsidian и тем более Black Isle играм Atom Team далеко. Это просто хорошие ролевые игры в интересном сеттинге, где СССР развалился из-за конца света, а не политического кризиса. Где жители Дальнего Севера стали мифической пугалкой для «нормальных россиян», закрытые города превратились в цитадели, а НКВД и различные государственные службы — в особые группировки вроде рейнджеров из Wasteland.
Atom RPG, будь то оригинальная игра или более удачное дополнение «Трудоград», интересны именно с точки зрения сеттинга. Ведь почти каждая игра про выживание в пустошах и жизнь после конца света затрагивает американский взгляд на вещи. А здесь наконец-то позволяют воевать с радиоактивными собаками с помощью верного ТТ посреди родного восточноевропейского антуража, роботов и механизмов советской разработки и прочих атрибутов «русской» фантастики.
You are Empty — еще одна украинская игра, но на этот раз без постапокалипсиса. Здесь СССР еще не развалился, и ядерными бомбами его не разрушили. Вместо этого государство благодаря технологическому прогрессу само стало «цитаделью зла» из-за жестоких экспериментов и последующей катастрофы. Мрачный сеттинг гротескного «злого Союза» напоминает эстетику Half-Life 2 и считается многими главной заслугой игры: геймплейно та получилась неравномерной из-за слишком больших амбиций разработчиков и огромных объемов вырезанного контента. В этом она многим похожа на Atomic Heart — прекрасная картинка, но достаточно спорная видеоигра.
Но вернемся к постапокалипсису. Самый необычный пример «радиоактивного СССР» — это шутер HROT, который сейчас находится в раннем доступе Steam. По геймплею это классический клон Quake, представитель модного жанра «бумер-шутеров». А вот сеттинг уже интереснее. Дело происходит в небольшом городке в Чехословакии, где в 1986 году произошло «нечто». Теперь вся округа закрыта серо-коричневыми тучами, а по улицам ходят солдаты в костюмах ликвидаторов ЧАЭС на пару с различными мутантами.
Знакомая эстетика брутализма и советской застройки соседствует с надписями на иностранном языке и чужой культурой, которая прячется за толстыми бетонными стенами, портретами генсеков и серыми многоэтажками. В плане что визуальной части, что общей атмосферы HROT выглядит уникально даже внутри своей уже достаточно необычной ниши. И это мы еще ничего не сказали про мистическую часть игры.
Другие примеры
- Singularity — игра, действие которой происходит в закрытом советском научном комплексе, где проводили эксперименты со временем. Постапокалипсиса здесь нет, но атмосфера похожая: на предприятии случился инцидент, от чего от лабораторий и цехов остались лишь руины, заполненные монстрами.
- Apocalyptic Vibes — игра на движке GZDoom от разработчика-одиночки, рассказывающая о курьере где-то в Восточной Европе после конца света. Это бюджетная спрайтовая копия Metro: линейное повествование, советская эстетика, брошенные поезда и заводы, наган и СКС в качестве оружия.
- Escape from Tarkov — ААА-онлайн-шутер в постсоветской эстетике. В отличие от больших западных блокбастеров, здесь очень большой упор сделан на атмосферу «родного»: огромное разнообразие оружия стран Варшавского договора (АК, СКС, пистолеты Стечкина и Макарова, АШ-12, дробовик КЗ-23 и другие), архитектура из гаражей и панелек. А улицы самого города Таркова, вокруг и внутри которого происходят события игры, списана с узнаваемых мест Москвы и Санкт-Петербурга.
Автор: Даниил Кортез