Немногие знают, что одна из самых знаменитых мировых звезд балета – русская балерина Анна Павлова, была в буквальном смысле этого слово крестной матерью индийского балета и возродила традиционные танцы Индии. Этому предшествовало ее увлечение культурой этой удивительной и противоречивой страны и знакомство со студентом-художником Удаем Шанкаром в 1923 году.
Только раз бывают в жизни встречи...
Имена братьев Удая и Рави Шанкар в Индии знает, наверное, каждый мало-мальски образованный человек. В XX веке, пожалуй, мало кто сделал столько же для традиционной культуры Индии, как эти два брата. Их вклад в индийское и даже мировое искусство сложно переоценить, ведь до сих пор Удая Шанкара называют «отцом индийского танца», а Рави Шанкр стал чуть ли ни самым известным в мире виртуозом игры на ситаре.
Но кто знает, как сложились бы судьбы этих талантливых людей, не случись в далеком 1923 году одной судьбоносной встречи, какие бывают, пожалуй, раз в жизни?
Удай Шанкар был студентом Королевского колледжа искусств в Лондоне, когда в 1923 году его пригласили на встречу с блиставшей тогда примой балета Анной Павловой.
Во время своего недавнего турне великая балерина заинтересовалась индийским танцем и захотела включить что-то из него в свой репертуар. Ей сообщили, что Шанкар, хотя и не был профессиональным танцором, был своего рода энтузиастом, поскольку вырос, наблюдая за местными народными танцами возле своего семейного дома в Уттар-Прадеше, а также за придворными танцорами во дворце раджи Джалавара, у которого работал его отец.
Павлова же к тому времени была признанной королевой балета, и исполняла множество «этнических» танцев, некоторым из которых она научилась у местных учителей во время своих путешествий. Помимо танцев родной России, в ее репертуаре были мексиканские, японские и восточно-индийские танцы. Именно отсюда и началось ее сотрудничество с Удаем Шанкаром.
И хотя их первая встреча была, можно сказать, сиюминутным импульсом со стороны Павловой, она положила начало многолетнему сотрудничеству между ней и молодым индийцем, впоследствии ставшим звездой индийского танца.
Шанкара уговорили отказаться от учебы в колледже и присоединиться к труппе балерины, и за те месяцы, которые он провел с ней, он поставил и исполнил три пьесы, вдохновленные Индией, в том числе знаменитые балеты «Индуистская свадьба» и «Кришна и Рада», где Павлова и Удай играли Радху и Кришну соответственно.
Возвращение к корням
Павлова побуждала Удая развивать свои танцы, без оглядки на традиции Запада, а обернувшись к индийским корням. Именно она призвала его искать вдохновение в сокровищнице своей, индийской культуры, ее фольклоре.
С подачи Павловой Удай вместе с очарованной Индией европейкой Алисой Боннер предпринял путешествие по родной стране, где исследовал древние индийские скульптуры и картины, побывал в буддийских пещерах Аджанты и индуистских храмах Ориссы и Декана, изучил Натья Шастра и наблюдал народные танцы, улавливая настроения и душу танца Индии.
Так шло становление молодого танцора, как будущего отца всего современного танца в Индии, вплоть до хореографии болливудского кино.
К тому времени, когда Шанкр стал самостоятельным танцором и покинул труппу Павловой, он уже был убежден, что его будущее неразрывно связано с танцем. К 1931 году он гастролировал по Европе со своими адаптациями индийского народного и классического танца в исполнении его собственной труппы танцоров и музыкантов. Среди них был и его 10-летний брат Рави, игравший на ситаре.
Его личная труппа дебютировала в Париже на Елисейских полях 3 марта 1931 года. Выступления понравились публике, и индийский проект Удая Шанкара, показавший Западу аутентичных индийских танцоров и музыкантов, стал хитом во Франции.
Даже его бывший преподаватель из Королевского колледжа мистер Ротейнстен, учебы у которого он оставил ради танца, признавался впоследствии:
"Я сразу увидел как я был неправ. Танец Удая Шанкара, его уравновешенность и жесты, это была благодать и сила... Какие изысканные жесты рук, какая сдержанность в их движениях. Я был шокирован, не раз видев так называемые индийские танцы западных женщин, чьи нескромные платья и движения были лишены тонкой чувственности индийской баядерки. Существовала какая-то религиозная атмосфера. Я пошел после спектакля чтобы выразить мои поздравления. Увидев меня, он сразу покинул окружавших его людей, и низко поклонился, смутив меня, он сделал жест как будто стирает пыль с моих ног. "
Мировой успех: блеск таланта или судьба?
Остальное уже история. Удай Шанкар стал ведущей фигурой в возрождении индийского танца, проложив путь таким индийских звездам, как Рам Гопал, и основав танцевальную школу в Калькутте.
В 1948 году он поставил и снял танцевальный фильм «Калпана», который стал предшественником болливудского мюзикла.
Карьера Шанкара продолжала набирать обороты. Спустя несколько лет он действительно стал пионером танца в Индии, и обрел всемирную славу как виртуозный индийский танцор и хореограф.
Он был тем, кто соединил в своих постановках эстетику Запада, классическую западную сценографию, освещение и тонкий восточный мистицизм, трогательную романтичность и живость индийского танца.
Конечно, блестящая карьера Шанкара была обусловлена его собственным абсолютным ощущением своего таланта и предназначения, а его брата Рави – тем более. Однако, Запад, возможно, никогда бы не узнал о талантливых братьях Шанкар, если бы не прихоть одной любопытной и очень требовательной балерины....
Амалия Тимофеева