Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О возмещении вреда, причиненного почве

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу №А27-16903/2022 от 29 августа 2023 г.

Суть спора: Административный орган обратился в суд с заявлением к Обществу о возмещении вреда, причиненного почве.

Решение суда:
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично.                        
Суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции.

Фабула дела: В ходе осмотра Административным органом производственной площадки шахты, эксплуатируемой Обществом на земельном участке был обнаружен навал угольного шлама. Общество заявило, что угольный шлам образовался в результате проведения работ по очистке карты отстойника шахтных вод. Угольный шлам в процессе очистки водосборников складируется на площадке и по мере накопления вывозится на угольный склад шахты для дальнейшего использования. Согласно протоколу анализа проб и протоколу токсикологического анализа угольный шлам от механической очистки шахтных вод является отходом V класса опасности. В соответствии с Проектом образования отходов и лимитов на их размещение шахты данный отход не пронормирован, в лимитах образования и размещения отходов производства не учтен, временное накопление указанного отхода на территории основной промплощадки не предусмотрено.

Специализированной организацией был произведен отбор проб почвы на территории размещения угольного шлама на площадке возле карты отстойника очистных сооружений и отбор фоновой пробы почвы. В соответствии с протоколами анализа проб почв Административным органом было установлено, что земельный участок, на котором размещен угольный шлам загрязнен нефтепродуктами, имеются превышения показателей по веществам. В целях досудебного урегулирования спора административным органом направлено Обществу требование об уплате суммы причиненного ущерба. В связи с неисполнением требования Административный орган обратился в суд.

Правовое обоснование:
1.В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

2.Согласно статье 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме. Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе земля, почва, вода, леса и иная растительность. Т.е. почва является самостоятельным и равнозначным объектом окружающей среды. В соответствии с пунктом 3 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или ИП, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, вследствие нарушения земельного законодательства утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08 июля 2010 г. № 238 (далее - Методика №238).

3.Согласно выписке из ЕГРН, Общество на основании договора аренды земельного участка является правообладателем земельного участка; категория земель: «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»; вид разрешенного использования: «под промышленные предприятия». Согласно акту проверки земельный участок используется под промышленную площадку. Обществу выданы лицензии на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств.  Постановлением административного органа Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления). Постановлением административного органа Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления).

4.Первоначально размер вреда, причинённого почве, определён административным органом с применением пунктов 5, 9, 10 Методики №238. При уменьшении размера вреда административный орган исключил из расчета вреда (ущерба), причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, показатель размера вреда в результате загрязнения почв, возникшего при поступлении в почву загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв (УЩзагр), рассчитанного по пункту 5 Методики №238, в связи с отсутствием нормативов и требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека в отношении земель промышленности, и отбором фоновой пробы на земельном участке, также подвергающему негативному воздействию (приблизительно в 10 метрах от территории Общества). Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возмещения вреда и применении при определении его размера Методики №238. Изменения в пункт 1 Методики № 238 с внесением в его содержание фразы «в том числе имеющим плодородный слой», были введены только приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 18 ноября 2021 г. № 867 (далее – Приказ №867). Из положений Методики №238 следует, что причинение вреда почвам предполагается в том числе в результате иного ее загрязнения, порчи. Административный орган указывает, что с учетом срока давности предъявления требований о возмещении вреда (20 лет) и правовой позиции, изложенной в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 февраля 2022 г. № РН-09-02-31/5453, правомерным является применение редакции Методики №238, действующей на дату предъявления требования о возмещении вреда в судебном порядке.

5.Суд указал, что несанкционированное размещении отходов устранено до вступления в силу Приказа №867. Указаний о распространении действия на более ранний период Приказа №867 нет. В данном случае в результате внесения Приказом Минприроды России от 18 ноября 2021 г. № 867 в Методику №238 изменений существенно увеличились коэффициенты, применяемые при расчете вреда почве. Применительно к Обществу показатель Тотх (такса для исчисления размера вреда для отходов V класса) увеличен в 2,5 раза. Методика №238 дополнена пунктом 14, согласно которому указанная такса подлежит увеличению путем умножения на коэффициент-дефлятор. Применение Методики в редакции Приказа №867 по сравнению с редакцией, действовавшей на дату выявления правонарушения, в отношениях между публично-правовым образованием и частным лицом существенно ухудшает положение частного лица (Общества), что является недопустимым. Изменения, внесенные Приказом № 867 в Методику № 238, не распространяются на ранее совершенные действия в виде несанкционированного размещения отходов, причинившие вред.

Резюме суда: Применение Методики в новой редакции по сравнению с редакцией, действовавшей на дату выявления правонарушения, в отношениях между публично-правовым образованием и частным лицом существенно ухудшает положение частного лица, что является недопустимым. Изменения, внесенные в Методику, не распространяются на ранее совершенные действия в виде несанкционированного размещения отходов, причинившие вред.