Найти тему
26,6K подписчиков

Каким был первый мейджор по CS в 2001 году? Два Nuke в финале, баги с подсадкой, победа NiP

Федя Хван узнал, как все начиналось.

Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение. Но в 2001 году Counter-Strike был совсем другим – как и первые экспериментальные турниры. А самый первый мейджор спустя спустя 20 лет и вовсе похож лишь на квалификацию к крупному чемпионату.

Там было все: доминация шведов, необычный формат, неизвестные карты и два Nuke в финале! Разобраться в CS начала нулевых мне помог Александр «KaLbl4» Грибов – участник лучшей российской команды по CS M19, которая выиграла мейджор в 2002 году. До следующей победы Доси в Кракове пришлось ждать 15 лет.

Федя Хван узнал, как все начиналось. Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение.

Что было до первого мейджора?

С момента релиза версии 1.0 до декабря 2001 года прошло лишь 13 месяцев, за это время в киберспорте сыграли лишь несколько мелких турниров. Это совсем неудивительно – игра была еще слишком молодой. «Летом 2001 года был CPL London, в Москве проводили отборочные, первому месту оплачивали поездку и проживание. Огромное спасибо c58 [Новостной сайт cyberfight.ru – Кибер] за такую возможность.

Мы – М19 – поехали туда, это была первая СНГ-команда, которая участвовала на международном лане. Тогда в онлайне между собой не играли, и все варились в собственном соку. Для нас этот турнир стал откровением. Клуб M19 поддержал нас с этой поездкой, спасибо ему. Через пару месяцев был CPL Berlin, мы так же выиграли отборы в России, но не поехали. Часть нашей команды уехала отдыхать в Турцию. Было обидно, конечно», – вспоминает Калыч.

Турниры в Лондоне и Берлине проходили летом 2001 года – по рейтингу Liquipedia они относятся к «S». Это уровень современных мейджоров, Кельна и Катовице, при этом призовой фонд чемпионата в Лондоне – лишь 15 тысяч евро, а в Берлине – 25 тысяч. Помимо них было еще два турнира в 2001 году и два в 2000-м. Забавно, но первый крупный лан по CS принимал Кельн – видимо, город навсегда связан с игрой. На турнире разыграли лишь 10 тысяч евро – в 115 раз меньше, чем на IEM Cologne 2023.

Да и до размаха «Ланксесс-арены» было далеко – лан играли в бизнес-центре, расположенном на набережной реки – форма зданий напоминает портовые краны, исторически располагавшиеся на этом месте. Видите вдалеке Кельнский собор? На его фоне регулярно фотографируются игроки, прилетающие играть в Кельн – их отель расположен прямо напротив.

Федя Хван узнал, как все начиналось. Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение.-2

Кельн подарил жизнь киберспортивному CS. В 2000 году главным шутером планеты безальтернативно был Quake – очень быстрая и интересная для просмотра игра c постоянным экшеном и перестрелками. Counter-Strike предлагал намного больше тактического взаимодействия и слаженной работы внутри команды.

CPL проводила в Кельне крупный лан по Quake, а CS была лишь второстепенной игрой, практически дисциплиной для шоу-матча. Но небольшую публику и самих игроков в Quake заинтересовала новая игра. Так модификация к Half-Life нашла своих первых зрителей – звучит забавно, лампово и душевно. А как еще может быть при рождении культового шутера?

Два топ-турнира шли параллельно. Из-за этого на первом мейджоре не было россиян и будущего босса NAVI

Тогда люди сами называли турниры мейджорами, официального статуса и поддержки от разработчиков у них не было. В обиходе их и вовсе называли чемпионатами мира – у Зевса эта привычка осталась даже 20 лет спустя. Калыч говорил, что значимость турнира определялась лишь призовым фондом: «Не было такого понятия, [как мейджор]. Чем больше было участников и призовой, тем интереснее было попасть на турнир». Но из-за того, что Valve никак не контролировала операторов, а ТО не договаривались между собой, возникали проблемы.

В декабре 2001 года проходили сразу два крупных турнира – CPL Winter 2001 и WCG 2001. Оба достойны называться мейджорами, на оба приехали многие топ-игроки. Вот только проходили они в одни и те же даты в разных концах света – в Далласе и Сеуле. В итоге статус мейджора по версии Liquipedia получил американский турнир CPL – на нем был в два раза превосходящий WCG призовой фонд ($150 тысяч против $70 тысяч). Из-за этого на первом мейджоре не оказалось сильнейшей команды России – M19, бразильцев с Gaules и украинцев с ZeroGravity – они в эти даты играли в Сеуле.

Kalbl4 подробно объяснил, почему M19 тогда выбрала турнир в Сеуле: «WCG в лице компании Samsung проводил массовые отборочные турниры по всей России и в других странах. Победителям оплатили дорогу и проживание в Москве. За первое место в Москве полностью оплатили [поездку] в Корею, даже еду. И дали приличный призовой фонд – где-то в районе 10-12 тысяч долларов мы получили за первое место в Москве. Сам турнир был шикарный, все участники жили в гостинице «Россия», которая была вместо Зарядья, чемпионат проводили на Андреевском мосту. В 2001 году это был космос, даже по современным меркам.

Федя Хван узнал, как все начиналось. Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение.-3

А турнир в Штатах был полностью за свои деньги. Чтобы впятером поехать туда, нужна была очень крупная сумма. Плюс нужны визы. В 2004-м на WCG в Сан-Франциско у нас один игрок – 400kg – получил отказ, пришлось ехать Madfany».

Сейчас крупные турнирные операторы заранее планируют график турниров – ESL и Blast постоянно находятся на связи друг с другом и решают, когда будут сезонные перерывы, грамотно расставляют квалификации и сами ивенты, даже решают, когда переходить на CS 2.

CPL Winter 2001 действительно выглядел крупнее WCG: на него приехало 86 команд! Правда, большинство из них – стаки-однодневки из американских игроков, о которых нет никакой информации. Неудивительно, что в топ-16 турнира попали сразу 8 команд из Европы и 2 – из Азии.

Правила турнира удивят любого

На CPL Winter 2001 в маппуле было 9 карт! Nuke и Inferno и спустя 22 года входят в список соревновательных, на Dust2 и Train все еще можно побегать в матчмейкинге, Aztec и Cobblestone остались в сердцах фанатов и в мечтах увидеть их в CS 2, Prodigy – первая соревновательная карта с бомбой, появившаяся в CS. А еще было две уникальные локации: de_clan2_fire и de_clan1_mill. Это эксклюзивные работы для турниров от CPL.

Федя Хван узнал, как все начиналось. Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение.-4

Каждый турнирный оператор мог сам выбирать, на каких картах проводить турниры, поэтому CPL создавала свои локации. Именно так появилась Mirage, ставшая культовой в CS:GO. На параллельном WCG 2001 было всего 6 карт: обе версии Dust, Nuke, Train, Inferno и Aztec.

Думаете, что MR12 (игра до 13 побед) появилась в Valorant? Фатальная ошибка! Формат был популярен в CS еще в начале нулевых – так играли все крупные турниры. Подходящих альтернатив было мало: в конце прошлого тысячелетия играли на картах с заложниками, потом в тренде был формат, при котором команды по 20 минут играли за сторону атаки, а побеждал тот, кто выиграет больше раундов за это время.

Некоторое время на турнирах и вовсе была система, как на пракках – команды играли 30 раундов в любой ситуации, матч мог закончится со счетом 25:5 или 30:0. С такими вариантами формат MR12 действительно выглядел идеально. Увеличить количество раундов в половине до 15 додумались лишь в 2003 году.

Наконец, все матчи, кроме гранд-финала, играли в формате Bo1! Из-за этого были и рандомные результаты, но фавориты турнира – MTW и NiP вошли в топ-4. Впрочем, у всех было право на ошибку – первый мейджор играли по системе Double Elimination.

Вместо красивой арены – большой зал с десятками компьютеров. Похоже на большой офис, а не на место проведения первого мейджора по компьютерной игре.

На мейджоре не было драфта карт – организатор сам назначал пики на каждый раунд

Драфт карт – интересное предматчевое событие, из которого в последнее время даже делают шоу. Не так давно из-за нелепой ошибки Cloud9 пришлось играть Nuke – команда так вылетела с мейджора в Антверпене. А вот Vitality мастерски пикает ту же самую карту Nuke, из-за чего сделала винстрик в 15 матчей. В конце концов, легендарной эры Astralis тоже бы не было, если бы Valve не убрала Cobblestone, а датчане не получили бы возможность убирать лучшую карту соперника.

Но на первом мейджоре от CPL, как и на других турнирах этого оператора, драфтов не было. Организаторы заранее назначали карты для каждого раунда. На CPL Winter в первом раунде все матчи играли на Cobblestone, во втором – на Dust 2, в третьем – Aztec, финал верхней сетки – на Train, а гранд-финал – на Nuke.

Федя Хван узнал, как все начиналось. Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение.-6

Такая система сохранялась вплоть до 2006 года, когда CPL перешла на традиционную схему с драфтом, урезав маппул до 5 карт. «На каких-то турнирах карты вычеркивали капитаны, где-то было известно заранее, какая карта на какой стадии будет. Это была абсолютно нормальная практика. Нужно было играть на всех картах», – вспоминает Kalbl4.

С одной стороны, гениальная система: чтобы стать лучшим, важно идеально понимать все карты. Команда, выигрывавшая финал, доказывала, что может обыграть кого угодно в каких угодно условиях. В чем-то это даже интереснее текущей системы, когда у каждого состава есть заранее известный пермабан, а в большинстве матчей можно легко предсказать все карты. С другой стороны, при драфте карт можно тактически переиграть соперника, как это делала Astralis против Liquid на берлинском мейджоре – неожиданный пик Vertigo удивил всех: аналитиков, зрителей и игроков Liquid.

Сейчас командам сложно выучить идеально даже 6 карт – 20 лет назад такой проблемы не было: «Турниров было не так много, и почти всегда было время подготовиться к новым правилам. Мне это даже нравилось, так как с каждым разом становилось только лучше. Мы пришли к тому, что имеем. Сейчас все выглядит идеально», – рассказал Kalbl4.

Первый мейджор – первый критичный баг

На первом мейджоре уже были фишечные заготовки – например, буст на крышу на Nuke с 4 игроками. NiP нашли критическую уязвимость и грамотно ей воспользовались: четыре игрока залезали друг на друга, после чего начинали прыгать. Если последний игрок отталкивался от предыдущего, пока тот был в воздухе, то у него получалось залезть с мейна на крышу здания – оттуда можно было легко убить противника в гараже или на девятке!

Федя Хван узнал, как все начиналось. Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение.-7

Естественно, такой буст был багом игры, но наказывать шведов никто не стал. Спустя 12 лет Fnatic с Олофмейстером использовала похожий буст на Оверпассе в четвертьфинала мейджора в CS:GO. Тогда команда снялась с турнира.

Интересно, что Valve уже в 2001 году следила за киберспортивными турнирами – в одном из следующих обновлений CS подсадку пофиксили.

На первом мейджоре выиграли NiP

Первый мейджор в истории CS выиграли NiP – команда практически без сопротивления прошла по верхней сетке, лишь один из матчей закончился с близким счетом 13:10. Для выхода в финал шведам потребовалось выиграть 5 матчей по 30-40 минут. Решающая игра турнира тоже удивила правилами: NiP получила одну карту преимущества за проход по верхней сетке, хотя финал играли в формате Bo3 – нужно было выиграть лишь одну карту!

Еще интереснее: в финале команды 2 раза подряд играли Nuke! На первой карте в овертайме выиграла американская Xtreme 3, а на решающей – шведы (13:11). NiP стали первыми победителями мейджора в истории CS! На матч без учета пауз ушло 40 минут, причем обе карты были сыграны с очень близким счетом. Сейчас столько же времени уйдет на среднюю игру в матчмейкинге.

В финале встретились европейская и американская школы CS – тогда такие ланы были редкостью, а поэтому к матчу было повышенное внимание. Проигравшие американцы позже внесут огромный вклад в развитие CS – Кайл «Ksharp» Миллер будет работать в ESEA, а Рональд «Rambo» Ким совместно с Торином напишет большую книгу о киберспорте и запустит стартап по обучению игроков аиму.

Ksharp – вообще один из лучших игроков в истории американского CS. Вот как он принимал выходы NiP на улицу в финале.

MVP турнира, скорее всего, стал бы Patti, сыгравший в финале со счетом 39-32.Томми закончил карьеру в конце 2005 года, но потом несколько раз ненадолго светился в CS: в конце эры 1.6 он сыграл несколько квалификаций, а в CS:GO участвовал в шоу-матчах. Potti был настоящим гением CS и первым клатч-министром в истории CS. «Потти был очень умным игроком. У него были проблемы с аимом, но он был настолько умен, просто безумие», – рассказывал его тиммейт HeatoN, другой кандидат на звание MVP турнира.

Федя Хван узнал, как все начиналось. Сейчас изменения на мейджорах – большая редкость. Начиная с 2017 года, Valve лишь точечно меняла правила турнира, а у каждой правки было свое логичное объяснение.-8

Потти легко находил позиции соперников: он быстро понял, где играет сильнейший игрок X3 и выходил на него с прейфайром. Heaton утверждал, что эти фраги были ключевыми для победы NiP – с самого начала раунда из раза в раз шведы играли в большинстве, да еще и без сильнейшего противника. Сейчас Потти уже 42 года.

Его тиммейта Medion считали уникумом своего времени, который умел играть с любым оружием: как с винтовками (причем не только с AK или M4, но и с AUG), так и с AWP. По игре он походил на Зайву, но рано закончил карьеру – поиграл всего 4 года с 2000-го по 2004-й. Также рано ушли и Ahl с Hyb – первый в 2004 году, а второй – в 2006 году.

39-летний Heaton – единственный игрок того состава NIP, до сих пор тесно связанный с киберспортом. В CS он был капитаном NiP, позже стал тренером, а после перехода в CS:GO – менеджером. Он ушел из клуба лишь в 2018 году, а с 2022-го работает в Godsent – несколько месяцев назад стал менеджером состава. Трое игроков из текущего состава клуба родились уже после первой победы шведа на мейджоре.

Гениальность Хитона отмечал даже Thorin: «До перехода на 1.5, пожалуй, никто и никогда не умел контролировать спрей так же, как это делал Heaton. Он использовал этот талант, чтобы помочь своим командам выиграть почти все титулы CPL того времени. Девять CPL и золотая медаль WCG — это достижение, с которым ничто не сравнится по достоинству». Впрочем, такую оценку британский аналитик давал в 2011 году – времена Девайса, Симпла и Зайву к тому моменту еще не наступили.

Heaton сделал самый запоминающийся хайлайт турнира: эйс с пистолета и AK-47 в матче против главных европейских конкурентов – британцев из 4Kings.

ESL также отмечает заслуги игроков того финала: в ее зале славы CS сразу два игрока – Ksharp из X3 и Heaton. Третий игрок, удостоившийся попасть в список – норвежец Element, выигравший 5 топ-турниров с 2002-го по 2009-й.

Через полгода после победы на мейджоре NiP пропала. Клуб вернулся с новым составом лишь в 2005 году, а уже в 2007 был заморожен – в последнем ростере был и Get_Right, который, правда, успел поиграть лишь 2 недели. Возвращение случилось только в 2012 году, когда организация подписала легендарный состав с Форестом и Гетрайтом. Вы прекрасно знаете, что было дальше – стрик из 87 побед подряд, 5 финалов мейджоров и всемирная слава.

Прямые трансляции – главная фишка первого мейджора

Проблема всех матчей до CPL Winter 2001 – невозможность их посмотреть. Увидеть игры могли лишь зрители, приехавшие на лан, или игроки других команд. Но незадолго до турнира Valve внедрила в игру технологию HLTV – Half-Life Television, с помощью которой можно было просматривать любую игру в лайве: летать в режиме свободной камеры, переключаться между игроками от первого или от третьего лица.

За матчем могло смотреть неограниченное число игроков с помощью специальных прокси-серверов. Зрителю нужно было лишь ввести в консоли команду connect с IP и портом сервера. Десятки тысяч игроков наблюдали за матчами прямо из клиента игры – никаких трансляций в интернете на тот момент еще не было, да и тогдашний интернет вряд ли справился бы с потоковым вещанием.

Одновременно с HLTV появилась и возможность сохранять демо-записи матчей. Благодаря этому спустя 22 года можно посмотреть финал NIP против X3 в FullHD качестве на ютубе.

Самый известный статистический сайт про CS – HLTV – также появился из-за этой технологии в начале 2002 года. Изначально он предназначался лишь для публикации IP матчей, а со временем на нем появились новости, позже добавили и статистику матчей. Возможно, для кого-то сейчас HLTV – лишь сайт с расписанием будущих игр, списком команд и рейтингом, но у него под капотом спрятана огромная база данных со всеми крупными матчами, начиная с 2005 года.

Такие прямые трансляции также ударили и по популярности Quake – в игре не было схожего функционала, а трансляции игр проводились лишь в звуковом формате на специальных сервисах. Да, игру, полностью завязанную на экшене и перестрелках, можно было лишь слушать, а не смотреть.

* * *

Первый мейджор в CS сильно отличался от нынешних турниров в Париже, Стокгольме, Берлине. Да что говорить – даже от последних турниров в CS 1.6. Он был локальным, без миллионов зрителей, без огромного призового фонда и красивой сцены. Но те нововведения, которые появились на турнире, выделяли CS среди других шутеров. CPL уже давно не существует, но наследие первого мейджора до сих пор вспоминают в комментариях на ютубе и реддите.

Читайте также: Состав NAVI с первого мейджора по CS:GO. Где они сейчас? На обложке CS 1.6 нарисованы не случайные люди. 20 лет никто не знал, кто это Какой состав NAVI самый сильный за всю историю клуба?

TRANSLATE with

x English Arabic Hebrew Polish Bulgarian Hindi Portuguese Catalan Hmong Daw Romanian Chinese Simplified Hungarian Russian Chinese Traditional Indonesian Slovak Czech Italian Slovenian Danish Japanese Spanish Dutch Klingon Swedish English Korean Thai Estonian Latvian Turkish Finnish Lithuanian Ukrainian French Malay Urdu German Maltese Vietnamese Greek Norwegian Welsh Haitian Creole Persian

TRANSLATE with

COPY THE URL BELOW

Back EMBED THE SNIPPET BELOW IN YOUR SITE

Enable collaborative features and customize widget: Bing Webmaster Portal Back