Американские истребители F-15 Eagle считались непобедимыми и безраздельно властвовали в небе долгие годы. Пока не встретились с МиГ-25. Разработанные в СССР самолеты смогли сбить навороченные машины, лишив их статуса неубиваемых. Как и когда это случилось?
Гонка в авиации
Идея создания F-15 зародилась из-за неудач США в ходе вьетнамского и корейского конфликтов, где неповоротливые американские машины сильно проигрывали маневренным советским. Вашингтон решил создать уникальный самолет, который смог бы господствовать в воздухе. Так в начале 1970-х родился грозный, но, как выяснилось позже, всё-таки уязвимый F-15.
Поначалу машины оснащались двигателями Pratt & Whitney F100-PW-100 с тягой 14 500 фунтов в статике (~6,6 тысяч кгс) и 23 500 фунтов (~10,7 тысяч кгс) с дожиганием топлива. На выходе получился первый истребитель в мире, который превысил скорость звука в вертикальном полете. Судно достигало высоты более 19 тысяч м за 122 секунды. Его максимальная скорость составляла свыше 3000 км/ч, а крейсерская — около 1000. Дальность полета еще в ранних версиях была внушительной — 4,8 тысячи км.
МиГ-25 появился несколькими годами ранее. В 50-е годы перед ОКБ Микояна стояла важная стратегическая задача: разработать истребитель, который сможет дать отпор сверхзвуковому B-58, а также перспективным XB-70 «Валькирия» и SR-71, потенциально способным развить трехкратную скорость звука. Машина поднялась в воздух в 1964 году, а в 70-х — пошла в серийное производство. Результат получился достойный: легендарный советский истребитель наводил ужас на страны НАТО. Перехватчик развивал скорость до 3000 км/ч, причем без боевого оснащения показатель возрастал до невероятных 3400. На самолет устанавливались двигатели Р15Б-300, тяга на форсаже составляла 11 200 кгс. На МиГ-25 поставили 29 мировых рекордов, в числе которых была максимальная высота полета для самолетов с реактивными двигателями — 37 650 метров.
Американцы назвали неуловимый самолет Foxbat, или «ловец лис». И, конечно же, при разработке F-15 они отталкивались от советской машины:
«Призрак Foxbat заставил ВВС сделать F-15 более быстрым и маневренным. Правительство США тоже было напугано угрозой того, что СССР выпустит не имеющий аналогов истребитель», — пишет РГ со ссылкой на издание Popular Mechanics.
Тем не менее крышесносный для своего, да и что уж говорить, нынешнего времени, МиГ-25 сумел подбить именитую американскую машину.
«Орлам» ощипали перья
Вскоре после выхода в свет F-15 отправили сражаться на Ближний Восток. В 1970-80-е годы он разносил вражеские самолеты в пух и прах, и казалось, что преодолеть их не сможет никто. Однако триумф США оказался недолгим.
«По российским данным 13 мая 1981 года израильский F-15 был сбит над Ливаном огнем ЗРК «Квадрат». На следующий день советский расчет перехватил еще одного «Орла». <...> «Орла» снова ощипали в июле того же года — 29.07.1981 пара израильских F-15 попала под удар сирийского МиГ-25. Один самолет был сбит, второй поврежден (по некоторым данным он так и не дотянул до авиабазы и разбился в пустыне)», — пишет «Военное обозрение».
Американская сторона в то же время продолжает упирать на то, что их самолет одержал 104 победы без единого поражения. Однако минимум один эпизод Вашингтону пришлось признать. Инцидент произошел во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. На тот момент неубиваемые «Орлы» считались абсолютно неуязвимыми, когда летали в сопровождении самолета Boeing E-3 Sentry, обеспечивающего дальнюю радиолокационную разведку. Однако на этот раз что-то не задалось, и американские птички начали падать с неба одна за другой. Первой жертвой проданных в Ирак советских МиГ-25 стал F/A-18D Hornet, а после него истребитель добрался и до F-15. США долго отрицали потерю самолета, и лишь относительно недавно всё-таки признали, что их машина не такая уж непобедимая, как хотелось бы думать.
В 2021 году американцы решили модернизировать F-15, потому что следующее поколение оказалось проблемнее — прогресс пошел наоборот:
«Из всех истребителей ВВС США он может нести самую большую полезную нагрузку. Кроме того, F-35 слишком капризный, его нужно постоянно чинить, есть понятные для новых моделей недоработки. Модернизированный F-15 на его фоне выглядит гораздо надежнее и практичнее», — заявил в интервью порталу 19FortyFive американский авиационный эксперт, профессор-исследователь Университета Питтсбурга Кристофер О'Келли («Газета.ру»).
Советский МиГ-25 сняли с вооружения в 2013 году, переключившись на более современные МиГ-31.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Предлагаем прочитать:
Материал создан при поддержке проекта SFERA